Будет ли развиваться у нас кооперация?

Заседание по сельхозкооперации

Этот сакраментальный вопрос стал основным на семинаре, посвященном актуальным проблемам сельскохозяйственной потребительской кооперации в современных условиях, что собрал в большом зале областной администрации руководителей и специалистов органов местного самоуправления, сельхозпроизводителей и, конечно, самих кооператоров.

У сожалению, как гласит безжалостная статистика, доля кооперативов в сфере переработки, снабжения и сбыта сельхозпродукции сейчас по России составляет 2 — 3 %. Хотя выгода от кооперации сельхозпроизводителей очевидна. А причина, как уверен представитель всероссийской организации «Союзагроконтроль» Андрей Морозов, проводивший семинар, в недостатке знаний и навыков при организации кооперативов, не говоря уже о том, что многие просто не представляют ради чего должны создаваться потребительские кооперативы.

Именно таким вопросам и был посвящен этот семинар, затрагивающий экономическое содержание создания кооперативов, планирование их деятельности, взаимодействие с государственными органами и коммерческими структурами и особенности налогообложения.

Но главное, вокруг чего шел весь разговор, а это был все-таки разговор с участниками, а не просто доклад, — это сама цель создания кооперативов и перспективы, которые они открывают. И чего многие у нас до сих пор до конца не понимают.

Со вступительным словом выступил начальник управления сельского хозяйства области Александр Аксенов, подчеркнув, что государство в лице руководства региона готово оказывать кооперативному движению всемерную поддержку. Причем, вполне конкретными шагами в виде грантов для создания кооперативов самого разного направления — от переработки и сбыта продукции до создания сельхозпроизводителями совместных парков техники по типу МТС для общих нужд.

Казалось бы, такой путь кооперации в сельском хозяйстве напрашивается сам собой. Ведь не секрет, что производитель в агросфере получает самые минимальные доходы, если вообще что-то получает. Касается это в первую очередь малого и среднего бизнеса в виде небольших крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. Они вынуждены продавать свою продукцию по самой минимальной цене посредникам, которые и получают львиную долю прибыли, оставляя мелких сельхозпроизводителей почти ни с чем.

Заседание по сельхозкооперации

На это, конечно, можно было бы не обращать внимания на фоне крупных агрокомлексов, однако именно малый аграрный бизнес дает сейчас в России более половины всей сельхозпродукции, так что оставлять его в нынешнем явно невыгодном с точки зрения получаемых доходов положении невозможно.

Простая компенсация за счет государства издержек малого бизнеса, включая даже процентные ставки по кредитам, как показывает практика, довольно быстро сводится на нет ростом цен на горючее и падением закупочных цен на продукцию. А вот организация кооперативов, хотя и вряд ли в ближайшей перспективе снизит розничные цены, но поднять доходы производителей точно сможет. Тем более что цель создания кооперативов весьма прагматична — увеличить доходы их участников. А произойдет это, когда сельхозпроизводителю не придется платить втридорога за аренду техники, за переработку своего молока или мяса, за финансово-налоговое консультирование, потому что все это он будет иметь в своем кооперативе. Н говоря уже о возможности пробиться в торговые сети, которые заинтересованы в крупных стабильных поставках продукции и потому не будут работать с отдельными мелкими производителями, но с кооперативными объединениями таких производителей, безусловно захотят иметь дело.

Все эти экономические выкладки, о которых говорилось на семинаре, уже подтверждает практика жизни. Одно жаль, пока доля подобной кооперации в сельском хозяйстве очень и очень мала. Да, от развития кооперативного движения не стоит ожидать не только скорого снижения цен в магазинах, но и увеличения налоговых сборов. Что вполне естественно: кооператив будет стараться работать на себя, снижая издержки. Это очевидно, приведет к разорению множества посреднических фирм и структур, которые ведь тоже считаются малым бизнесом. Но, как говорится, бизнес бизнесу рознь. В конечном же итоге, укрепятся позиции именно производителей сельхозпродукции, станет больше возможностей для настоящей конкуренции на рынке, не связанной с монополией посредников. А это не может не привести к приемлемым ценам за действительно качественный хлеб, молоко, мясо и прочие вкусности, необходимые для хорошей жизни.

Правда, пока это в мечтах и планах, но подобные обучающие семинары с элементами заинтересованной дискуссии, позволяют преодолеть непонимание сути кооперативного движения. А когда есть понимание и желание, то приходит и умение, чего нам в деле так часто еще не хватает.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*