Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Владимир Копылов: "Дешевле построить новое здание, чем реконструировать старое"

Культура
Фото:

— Тема сохранения культурного наследия очень остро стоит не только в области, но и по всей России. Как говорит Владимир Путин, хотелось бы, чтобы облик городов составляли не только новые башни небоскрёбов, но и исторически ценные здания, придающие неповторимый старинный колорит городам. Вот почему вышло распоряжение о создании управлений во всех субъектах Российской Федерации. В Воронеже, Владимире такие управления созданы давно. В Тамбовской области оно появилось два года назад. Численность сотрудников у нас небольшая, всего восемь человек.
— Что вы должны были решить в первую очередь?
— Была проведена работа по исполнению поручения Президента России от 5 января 2013 года. До 31 декабря 2017 года мы должны были составить весь реестр и утвердить с Министерством культуры. Эту работу мы проделали, министерство проверило все объекты и к концу прошлого года утвердило реестр. На сегодняшний день доля объектов культурного наследия, информация о которых была внесена в электронную базу реестра, составила 100 процентов от общего числа объектов культурного наследия. На нашем сайте они расписаны по городам и районам — Тамбову, Мичуринску, Моршанску и так далее.
— Вы говорите, что там же есть перечень нововыявленных объектов. А как он пополняется?
— Вы, к примеру, как гражданин можете написать заявление о том, что такой-то объект хотите поставить на охрану. В заявлении даёте обоснование. Нашему управлению даётся 90 дней, чтобы выяснить, является ли этот объект исторически ценным. Мы, конечно же, привлекаем аттестованных экспертов. Я пишу официальное письмо в наше подразделение — Центр по охране памятников культурного наследия — на имя руководителя Александра Николаевича Кузнецова. Находим экспертов, которые имеют лицензию Министерства культуры России на этот вид деятельности. К тому же мы обращаемся к двум экспертам из разных городов. А они выясняют и делают заключение, является или нет предлагаемый объект культурным наследием. Если да, то мы его регистрируем как выявленное культурное наследие. Всю работу мы должны проделать в течение года. Этот срок оговорён в законе. Затем объект из выявленного должен перейти в реестр. Процесс недешёвый, экспертиза очень дорогая. А по-другому никак.
— Каковы недавние пополнения перечня выявленных объектов культурного наследия?
— В марте текущего года он, к примеру, пополнился тремя зданиями, несомненно имеющими высокую историко-культурную ценность. В их числе здание бывшего Чакинского сельскохозяйственного техникума. Здание, построенное в 1910—1914 годах, имеет богатую историю и уникальный архитектурный облик, выполнено в стиле английского романтизма. В 2013 году техникум был закрыт. Но здание необходимо сохранить. Как и храмовые сооружения.
Ильинская церковь в селе Алгасово Моршанского района — один из старейших памятников церковного зодчества. Каменный храм, сохранившийся до нашего времени, был построен в 1870 году. В 1934 году здание было переоборудовано под «дом соцкультуры». А в 1937 году решением райисполкома храм был закрыт. В 90-е вновь передан православной церкви. Третий объект — Церковь Спаса Нерукотворного села Спасское. Каменная церковь построена в 1825 году на средства помещика Лепёхина. Первоначальный её вид запечатлён на картинах известного художника XIX века Григория Сороки. Правда, за время советской власти храм сильно пострадал.
— Владимир Иванович, горожан очень волнует судьба исторического ядра Тамбова. Какая здесь основная задача?
— Основная забота — сохранность. В 73-м Федеральном законе написано, что собственник обязан сохранять объект культурного наследия. А собственник кто? Физическое лицо. У нас сейчас, к примеру, реставрируется здание на углу Октябрьской и Советской. Этот объект культурного наследия, находившийся в областной собственности, был продан. Гражданин купил его, разработал проектно-сметную документацию ремонта. И теперь он имеет полное право приспособить объект под современное использование. Он отремонтировал крышу, фасад, сделал перепланировку. Но перед этим его проект прошёл историко-культурную экспертизу. А там минимум три эксперта. У собственника есть охранное обязательство, в котором сказано, что он должен сохранить здание в том облике, который был, ибо он приобрёл здание с обременением.
Но самая наболевшая проблема — это многоквартирные дома, которые являются объектами культурного наследия. Есть объекты, которые имеют и три, и четыре квартиры. Дому сто лет, живут бабушки. Они хотя и платят за капитальный ремонт, но этих средств на ремонт исторического здания не хватает. Такие дома есть в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Кирсанове, Рассказове. Объекты действительно красивые, исторические, и хотелось бы их сохранить.
Понимаю я и градозащитников, которые говорят, что тот или иной объект надо сохранить. Но для того чтобы сохранить, сколько средств требуется! Многие объекты — это деревянные дома, обложенные кирпичом. Их расселяют не оттого, что они не являются исторической ценностью. Они опасны для проживания. Их признают аварийными. А вот дальше муниципалитет должен думать, что с ними сделать.
Приспособить здание сложно. Ведь из каждого дома музей нельзя сделать. А под офисы предприниматели не очень стремятся взять. Ведь реконструкция во много раз дороже, чем построить новое здание. Вот по Лермонтовской, 26 был многоквартирный дом, известный как дом Потапова. Его расселили. Городская администрация продала его собственнику. Сейчас он разрабатывает проект. Там будет и музей, и залы под современное использование. Но прежде надо полностью разобрать сгнивший сруб, а потом воссоздать объект культурного наследия. Денег придётся вложить больше, чем на то, чтобы построить новый.
И всё же городская администрация будет стараться подобные здания продавать собственникам, тем, кто сможет купить и восстановить эти объекты культуры.
— Уже несколько лет одноэтажное здание на Советской, 100 обнесено забором и баннером. Какова его судьба? Что будет с гостиницей «Тамбов»?
— Здания в собственности у компаний. Они разработали проектно-сметную документацию. Согласовали с нами. Но дальше дела не идут. Нет средств. Компании пришлось оштрафовать и совместно думать, как объекты вести. Гостиница «Тамбов» — исторически ценный объект. Сначала его купил один бизнесмен, потом перепродал фирме из Тюмени, что делает Концертный зал. Дело опять на нуле. Я сначала сделал предостережение, потом подготовил предписание. А уж потом подал в суд. Мы же должны следить за выполнением обременения. Суд принял решение — штраф 100 тысяч рублей. А дальше я опять должен соблюдать процедуру. Недавно посмотрел, работы в гостинице начались.
— Притча во языцех — кинотеатр «Родина». Начнёт ли он функционировать? Если не как кинотеатр, то хотя бы как репетиционные и концертные площадки. Ведь у нас есть такие заслуженные творческие коллективы, как Рахманиновский хор или хор «Начало», без помещений. Ребятишки из хора «Начало» вообще в школьных коридорах репетируют. Можно ли найти с владельцем какой-то компромисс?
— Вы же прекрасно понимаете. Если собственник имеет здание, разве он его просто так отдаст? Он должен сам прийти и предложить. Может, сегодня там кинотеатр, а завтра ресторан. Это допускается в рамках законодательства. Гражданин купил объект. Раньше тут был кинотеатр. Он его ремонтирует под современное использование. Разрабатывает проектно-сметную документацию, которая не трогает внешний облик, кровлю, сохраняет исторический фасад. Но внутри он делает то, что ему нужно. Это произошло и с кинотеатром «Модерн». Он был отремонтирован владельцем, который хотел сдать его в аренду. Небольшую часть сейчас занимает магазин, а в основном он стоит пустой. Мы с вами можем рассуждать, планировать под музей или зал. А собственник вложил туда деньги, отремонтировал, и, думаете, он бесплатно отдаст? Он бизнесмен, поэтому ищет пути, как вернуть эти деньги.
— Что ждёт Гостиный двор?
Сегодня этот объект находится в собственности Российской Федерации. Он передан в АИЖК, организации в Москве. Я знаю на сегодня, что решается вопрос о передаче его в областное пользование. Если это произойдёт, то его передадут в управление культуры.
— Как решаются судьбы объектов в наших малых городах?
— Проблем и тут немало. На днях решали вопрос с мичуринцами. Там есть объект по улице Филиппова, 35. Собственник планирует первый этаж отдать под магазин, владельцы которого решили выложить его снаружи плиткой. Мы сказали: «Нельзя. Это объект культурного наследия. Вы должны отштукатурить и сохранить фасад. А колер мы подскажем, какой сделать. И никак по-другому. Они отреагировали положительно. Мы посоветовали пройти историко-культурную экспертизу, принести проект. А мы посмотрим вместе, согласуем, и потом по этому проекту будут делать».
Сейчас есть вопросы по Кирсановскому краеведческому музею. Он в плачевном состоянии. Муниципалитету дали немного средств. Он разработал проектно-сметную документацию. По факту там надо делать реконструкцию.
В прошлом году губернатор выделил более сорока миллионов на Мичуринский драматический театр. Самое главное, надо было укрепить фундамент. Я сам лично лазил в подвал, видел, как от времени скрепляющий раствор между булыжниками рассыпался в песок. Поэтому сделали опалубку с разных сторон, затем связали арматурой и залили бетоном. Потом сделали крышу и фасад. Пока сделаны первоочередные работы, чтобы могли играть спектакли.
Авторы: