Краеведческий музей приглашает тамбовчан погрузиться в ускользающий мир японской гравюры

Японская гравюра

В Тамбовской областном краеведческом музее в рамках Года Японии в России открылась выставка японской гравюры «Картины ускользающего мира». На ней представлено несколько десятков графических листов укиё-э эпохи Эдо, охватывающей XVII – первую половину XIX веков. Гравюры изображают птиц и цветы, пейзажи Японии, сцены из жизни горожан, актёров театра Кабуки, портреты гейш. Всё это изыскано, красочно, и, конечно же, информативно, потому что знакомит с историей Японии, её людьми, их жизнью в быту и искусстве. На аншлагах, сопровождающих картины, организаторы проекта, постарались так же осветить золотой век японской графики.

Японская гравюра

Эпоха Эдо (современный Токио), названа так по самому крупному городу на тот момент в Японии. Придя в XVII веке к власти, сёгун Токугава Иэясу перенёс столицу в Эдо, подальше от имперского Киото. Чуть позже жители новой столицы выдвинули девиз, которому стали следовать и в обыденной жизни, и в искусстве: «Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями клёнов, петь песни, пить вино и развлекаться, просто отдаваясь течению, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваясь потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё…»

В ту пору в Японии существовало разделение на четыре замкнутых сословия: самураи, крестьяне, торговцы и ремесленники. Художники относились к последнему. Именно в среде торговцев и ремесленников зародилось уникальное в истории мирового искусства явление укиё-э. В основе печатной тиражной графики лежала ксилография. Отсюда была и её доступность, как по количеству, так и по цене. Цена одного листа укиё-э равнялась примерно цене двух мисок риса. Горожане собирали их в альбомы, как постеры, обклеивали ими ширмы и раздвижные двери. Дорогие живописные свитки и расписные ширмы могли позволить себе только богатые самураи.

Японская гравюра

Демократичный характер гравюры заключался не только в её содержании, дешевизме и доступности – в ней наиболее тесно соприкоснулись понятия унитарного и прекрасного. Развлекательную и информативную функции гравюра сохраняла на протяжении всей истории, независимо от смены стилей.
Выставку в Тамбове организаторы разделили на несколько разделов. Открывают экспозицию 10 листов классического катё-га (в дословном переводе «цветы-птицы») художника Коно Байрэя. Далее следуют гравюры в жанре бидзин-га – портреты японских красавиц, созданные Китагава Утамаро. Весь замысел художника подчинён созданию идеального образа женской красоты, полного грации и внутреннего движения. Работы Утагава Кунисады дают представление о другом художественном стиле изображения гейш и красавиц. Они предстают во всём великолепии: причёски, кимоно детально проработаны и красочны. Появляется и второй план – интерьер чайного дома или городская улица.

Японская гравюра

Жанр якуся-э – изображение актёров — представлен на выставке работами Тосюсая Сяраку. Современников поражали его гравюры «преувеличенной реальностью». Экспрессия, внутреннее напряжение, сила и многообразие чувств, утрированная мимика, контраст цветов, резкое преувеличение и приближение – это характерные черты его листов. Художник обязательно подписывал сценическое имя актёра, так как для них это была, прежде всего, реклама. К этому же жанру относятся и картины, запечатлевшие актёров театра Кабуки, великим мастером Утагава Кунисада. Несколько графических листов в экспозиции знакомят с героической гравюрой муся-э, изображавшей самураев, батальные сцены из мифов, легенд, литературы и реальной истории Японии.
Основателем жанра пейзажа в японской гравюре считается Кацусика Хокусай. Любовь художника к путешествиям по разным провинциям, его наблюдения за природой, натурные зарисовки, придавали пейзажам достоверность и узнаваемость конкретной местности. На выставке представлены четыре листа из знаменитой серии «36 видов Фудзи». В их числе самые тиражируемые сегодня в мире работы «В морских волнах у Канагава», где изображена вздымающаяся волна в пене брызг, и «Красная Фудзи».

Японская гравюра

Серией о Фудзи был в своё время очень впечатлён художник Андо Хиросигэ. После этого он оставил другие жанры и стал работать только в пейзаже. В тамбовскую экспозицию вошли его шесть листов из серии «53 станции дороги Токайдо».

Гравюры укиё-э стали очень популярны в Европе в XIX веке и оказали большое влияние, например, на французских импрессионистов. Впрочем, знакомство с укиё-э разожгло интерес ко всему искусству Японии. С тех пор это увлечение в форме японизма распространилось по земному шару. А сегодня и создатели проекта ««Картины ускользающего мира» предлагают тамбовчанам окунуться в занимательный, загадочный и прекрасный мир японской графики.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*