В Тамбове 38-ой музыкальный фестиваль завершился 38-ым Опусом Рахманинова

Это было мистично и символично. Финальный восклицательный знак в насыщенной программе XXXVIII Международного музыкального фестиваля имени С.В.Рахманинова поставил почти трёхчасовой концерт, состоящий из романсов знаменитого композитора.

А бенефициантами финала стали молодые, но уже весьма востребованные на мировой сцене исполнители – лауреаты международных конкурсов вокалистка Яна Иванилова и пианист Андрей Коробейников.

Что интересно, Андрей свою первую победу одержал уже в семь лет, став лауреатом Первой премии III Международного конкурса юных музыкантов имени П.И.Чайковского, а сейчас в его арсенале более двух десятков премий самых престижных фестивалей и конкурсов, проходивших в России, США, Великобритании, Италии, Голландии… — всего не перечислишь. Его концерты публика встречала с восторгом почти в четырёх десятках стран мира. С не меньшим восторгом встретили Андрея и тамбовчане.

Яна Иванилова известна в музыкальном мире как оперная певица с очень выразительным сопрано и как лучшая исполнительница партии Виолетты в опере Верди «Травиата», что отмечено специальным призом на Международном конкурсе в Словакии.

Однако на завершающий концерт нашего рахманиновского фестиваля Яна и Андрей подготовили программу романсов Рахманинова. И не просто программу, а настоящий музыкальный и даже исторический сюрприз. Конечно, в концерте не могли не прозвучать такие хиты, как «В молчаньи ночи тайной» или «Не пой, красавица», а Андрей Коробейников поразил прозрачностью звучания и выразительностью в пяти рахманиновских прелюдиях и вариациях на тему Корелли.

Однако ударный номер музыканты выдали под занавес в виде Опуса №38, куда входят шесть романсов на стихи поэтов-символистов начала ХХ века. Точнее, входили, потому что в таком виде были опубликованы автором. Но Яна и Андрей оказались не просто исполнителями, но и исследователями творчества любимого композитора.

Обнаружилось, что два романса духовного содержания – «Молитва» и «Все хочет петь» — были опубликованы позже, но написаны именно, как часть цикла. Очевидно, это было чем-то очень личным для Сергея Васильевича. Ведь создавался цикл накануне революции и вынужденной эмиграции – художники, пожалуй, острее всех чувствуют трагедию страны, а для Рахманинова это была трагедия той потерянной России…

И вот теперь впервые в Тамбове на рахманиновском фестивале этот цикл романсов был исполнен полностью. Романсы оказались непростыми и для исполнения, и для восприятия. Но искренность музыкантов смогла донести эти переживания до зрителей, которые наградили артистов бурной овацией.

«Эту программу мы готовили в Ивановке, где нас со всей душой принимал хранитель музея-усадьбы Рахманинова Александр Ермаков. Там всё пропитано тем настроением, которое помогало композитору эти шедевры создавать. И нам помогло всё это воплотить в программу. Наверное, такова воля провидения!» – не скрывал своих эмоций Андрей Коробейников.

«Для меня это не просто романсы. Это выражение переживаний композитора и человека, для которого те трагические события в истории Родины перевернули жизнь. А его Россия, как легендарный град Китеж, осталась призрачным отражением в небесах, о чём нельзя не услышать в «Молитве». Спасибо Ивановке за это откровение», — поделилась своими впечатлениями Яна Иванилова.

После этого цикла Рахманинов на чужбине не написал ни одного романса. Вообще, после того, как Ивановка и вся Россия остались для него недоступны, Рахманинов почти ничего не писал. Просто не мог. Но остались его великие фортепианные концерты и эти вечные романсы. А наш фестиваль завершился исполнением на бис самого светлого романса Рахманинова, которым не мог не завершиться – той самой «Сиренью», что по-прежнему цветёт в его Ивановке всем временам вопреки.

Читайте также: На рахманиновском фестивале заместитель начальника управления культуры области сыграл с Московским Шнитке-оркестром

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*