Тамбовчанам предоставлена возможность окунуться в полный загадок Dreаm vision Никаса Сафронова

Картины эпатажного художника Никаса Сафронова вновь в Тамбове. Несколько лет назад заслуженный художник России, академик Российской академии художеств не только экспонировал свои работы в Тамбовской картинной галерее, но и сам посетил областной центр, встречался с тамбовскими деятелями культуры. Помнится, тогда выставка Никаса Сафронова вызвала неподдельный интерес не только у горожан. Было очень много посетителей из области и гостей Тамбовщины. И вот новая встреча с творчеством живописца.

Нынешняя экспозиция Никаса Сафронова в картинной галерее названа «Меняя реальность», и ей отдан весь первый этаж.

«Эта выставка, — прокомментировала кандидат культурологии Кира Рындина, — в отличие от предыдущей в Тамбове и других городах России, выдержана в более современном формате, как сегодня принято говорить, с обильным включением мультимедийных средств. Какие-то живописные работы, полотна-поиски, я бы сказала, дополнены двумя мультимедийными экранами, погружающими посетителей не просто в другие миры, в которые мысленно переносится автор, но и в мир его фантазий и творчества».

Приходя на выставку, каждый, в первую очередь, попадает в зал с огромным экраном, на котором с использованием ультрасовременных мультимедийных технологий проплывают переходящие друг в друга картины художника. И всё это под медитативную музыку. Здесь посетители могут посидеть перед экраном и погрузиться в столь необычный мир. Бесшовная проекция позволяет создать иллюзию изменения пространства не только в виде цифрового декора, но и как самостоятельного рассказчика.

Никас Сафронов разработал собственное направление — Dream Vision. Картины живописца на экране сменяют друг друга через красивые и причудливые мозаики паттернов и узоров.

«На большом экране при входе, — продолжает Кира Рындина, — мы видим то, что называется эффект морфизма. То есть на наших глазах какие-то изначальные остовы рисунка дополняются мазками, плавно перетекают в другие изображения. Один предмет трансформируется в другой или меняется внутри своего потенциального движения».

И конечно, это погружает посетителя в совершенно сюрреалистичный мир. Недаром возникает лицо Сальвадора Дали.

Вот, к примеру, плывут изображения различных часов, отражающие разное время. Таким образом, наверное, автор пытается погрузить своего зрителя в некое вневременное пространство, донося мысль, что творчество вечно, что творчество может повлиять на его ощущения.

Изображения на экране переносят зрителя то в эпоху Возрождения, то в барокко, то погружают его в картины с элементами американского либо испанского творчества. А то вдруг ошарашивают появлением летящего пушистого кролика.

«Это действительно метаморфозы, — подчёркивает Кира Александровна. — Один образ перетекает в другой. Зритель становится участником непрерывного водоворота полотен художника, его мыслей и образов. Он видит произведения без ограничений привычной рамы картины. Искусство приобретает дополнительный объём и иной ракурс восприятия».

В следующих залах, полностью погружённых в темноту, посетителей встречает другая экспозиционная реальность. Здесь одним из важных действующих лиц становится свет, которым подсвечивается каждая картина индивидуально. Свет в данном случае — активный участник экспозиционного пространства. Так достигается эффект некоего внутреннего свечения картины.

«Вне времени и пространства всплывают образы известных людей, ярких деятелей мировой культуры, политики, известных событий, культурные образы городов, — поясняет Кира Рындина. — Очень часто в картине присутствует магический элемент».

Как, например, в картине «Город, благословенный ангелом света». На фоне многоэтажек урбанистического пейзажа распластана некая туманная фигурка ангела, пытающаяся оградить этот город от напасти. Тот же приём гиперболы и в других полотнах живописца, так что поразмышлять есть над чем.

Архитектурные пейзажи Никаса Сафронова всегда проникнуты тайной и духом эпохи, проглядывающими сквозь каменные замки, сводчатые потолки, лабиринты ступеней, остроконечные купола башен. А ещё можно полюбоваться просто пейзажами или натюрмортами с элементами импрессионизма. Очень много на выставке представлено портретов известных мировых деятелей, вписанных Никасом Сафроновым в загадочные природные или городские пейзажи.

Целый зал посвящён скандально знаменитой серии — картинам художника, где звери представлены в облике человека. А может, и наоборот? Леди-кошечка и важный король-кот, кавалер-крыса и светская дама-свинья, поглаживающая в свою очередь собаку, — всё это дополняется большой настенной проекцией картин Сафронова.

На втором мультимедийном экране полотна живописца сначала оживают, а затем замирают в первоначальном виде, такими, какими их и создал Никас.

Завершается экспозиция залом с графическими портретами, на которых, в основном, изображены мировые и российские звёзды театра и кино. Хотя возможен и другой маршрут. С этого зала можно начать свой осмотр новой выставки. Ведь именно здесь расположены плакаты с биографией Никаса Сафронова и  списком его званий и всевозможных наград.

Также здесь выставлены многочисленные фотографии, где художник запечатлён вместе со знаменитостями. Судя по ним, можно узнать, с кем знаком художник, в каких странах и городах он побывал и где выставлялись его работы.

Читайте также: В Тамбовском краеведческом музее открыта выставка в честь 165-летия со дня рождения Ивана Мичурина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*