Послесловие к премьере спектакля «Молодая гвардия»

Роман Александра Фадеева написан в 1946 году по горячим следам чудовищной гибели участников антифашистской организации Краснодона «Молодая гвардия». После жёсткой критики недостаточно изображённой роли коммунистической партии в организации краснодонского молодёжного подполья автор вынужден был переделать роман и создать в 1951 году его второй вариант.

Роман имеет обширную историю сценического воплощения в 20 веке и новом времени. Постановки в различных театрах отличаются степенью подробностей в изображении деятельности краснодонцев осенью 1942 году и мученической смерти большинства зимой 1943. В Тамбове первый одноимённый спектакль был поставлен на сцене Тамбовского драматического театра Лауреатом Государственной премии СССР режиссёром Владимиром Галицким в 1948 году. Тамбовский молодёжный театр осуществил постановку «Молодой гвардии» к 75 – летию Великой Победы.

Самая сложная проблема подготовительной части постановочной работы состояла в том, чтобы перевести большое прозаическое произведение в драматургическую версию и найти соответствующие образные решения. Для этого надо было ответить на главный вопрос: чем важны смыслы этого романа сегодня?

Роман, созданный в соответствии с принципами социалистического реализма, утверждает то, что дано было поколению молодогвардейцев советским временем: главенство общественного долга, активный героизм в борьбе за высшие нравственные идеалы, в данном случае — это опять – таки общественные идеалы, роковые в коллизиях личных судеб. Его художественная концепция напоминает классическую античную трагедию.

Молодогвардейцы были советскими патриотами. Попытки нашего времени усомниться в искренности их нравственной позиции, привнести в их поведение рефлексивность шекспировских героев и даже пытаться утверждать, что «случайных» предателей, скорее всего, было больше — означает идти и против романа, и против исторической правды. Александр Фадеев отвёл юношам и девушкам, вчерашним школьникам, очень небольшой промежуток времени (как и было в реальной действительности) — с середины июля до начала сентября 1942 года — для принятия внутреннего решения. Борьба с фашистами была их осмысленным и, вместе с тем, единственным выбором. И они не отступили от него.

Это не означает, что они действовали идеально, без ошибок, без страха, без нервной дрожи и нервных срывом… Сопряжённый с твёрдым внутренним решением, их героизм можно по – разному трактовать: видеть в нём оттенки фанатизма, подростковой экзальтированности, социальной ограниченности, конкуренции амбиций, но цена выбора так высока – смерть, что эти варианты не могут рассматриваться как главные, а только как спонтанные мгновения в поведении нормальных живых людей. Главное состоит в том, что они остались верны своим нравственным (по сути и советским) идеалам, а их внутренняя цельность — незыблемой. И это никаким образом не умаляет общечеловеческого значения их подвига на все последующие времена, ибо

«Боги не оставляют нечестия неотомщённым» (Софокл, 442 год д.н.э.).

Борьбу краснодонцев с немецкими оккупантами сегодня можно рассматривать как подвиг чести, то есть — достоинства, доблести, чистой совести и честности – таковы моральные принципы понятия «честь». У многих народов на уровне глубинных духовных представлений категория чести стоит на более важном месте, чем жизнь человека. Русская пословица «На миру и смерть красна» означает общую смерть, когда умирать сообща во имя исполнения нравственного долга легче. Погибшим воздаются почести и вечная память.

Воспроизводить в новой постановке все или основные подробности деятельности организации «Молодая гвардия» без изменений и отступлений от романа было невозможно. Подробные версии неоднократно делались в многочисленных кино — и сценических ретрансляциях. Режиссёр «Молодой гвардии» в Тамбовском молодёжном театре Михаил Егоров предложил прочитать главы романа в стилистике вневременного воспоминания о событиях с концепцией «отзвуки великой эпохи». В основу сценической композиции положены те главы произведения, в которых наиболее полно раскрыты характеры героев, постепенное, но быстрое их взросление, буйство человеческих чувств и способность сделать свой единственный выбор – бороться с врагом и погибнуть. Актёры, погружаясь в текст, оживляют нашу ассоциативную память символикой сценической пластики и скупых декораций. Текст Александра Фадеева в сочетании с замедленным ритмом образно-пластических перемещений артистов на сцене органично соответствует общей стилистике вневременного воспоминания. Создатели не придерживались строгих исторических реалий, так как театр даёт возможность пережить трагизм того времени в образных решениях сегодняшнего дня.

Память – главный инструмент, связующий времена и события истории. Утраченные ею детали восполняются сохранившимися навсегда нравственными идеалами и духовными заповедями. Условно – символическое действие на сцене отражает не персональные судьбы членов «Молодой гвардии», а одну общую, неделимую судьбу поколения, рождённого в 1920 – 1925 годах.

Режиссёр – постановщик Михаил Егоров: «Они были молоды, прекрасны и полны возможностей, сил и жажды подвигов. Впереди их ждала долгая и счастливая жизнь. Жизнь радостей, разочарований и очарований и новых надежд».

Поэтому в ходе действия называются только отдельные имена молодогвардейцев, которые есть в читаемом отрывке, но как таковой, список действующих лиц и распределение артистов по ролям отсутствует. Перед нами «коллективный» герой, а жизнь и судьба молодогвардейцев состоялись как единый ратный подвиг по чести. В спектакле занято 19 артистов театра. Одни и те же актёры читают фрагменты текста, в которых им приходится выступать и от имени автора, и одновременно от имени разных героев произведения. И потому каждый в известном смысле тоже стал частью той общей судьбы, которую показал новый спектакль. Дарования артистов позволили исполнить замысел постановочной группы в достойной и слаженной игре.

В спектакле три основных кульминации: преодоление личной судьбы (создана организация); казнь предателя Фомина (возмездие); мученическая гибель с принятием личной ответственности за общую судьбу и деятельность организации (в конце каждый твёрдо скажет на допросе: «Я- руководитель «Молодой гвардии») и бессмертие. Смысл постановки получил логическое завершение без единого противоречия и замкнулся на силе нравственных убеждений и принципах действия по чести каждого и всех. Золотой, бежевый, красный цвета спектакля – цвета жизни, общей судьбы, подвига и бессмертия. Действие на сцене напоминает некую символическую процессию, поминальную и одновременно прославляющую погибших героев.

Режиссёр – постановщик Михаил Егоров, художник спектакля Татьяна Спасоломская и режиссёр по пластике Екатерина Стегний предложили зрителю современный сценический язык, который, конечно, нужно учиться понимать. В действительности он не в такой степени новый, как представляется публике. Если проанализировать его модуль, то составные элементы обнаружим в представлениях Древнего мира, в Средние века в Венеции, Франции, Англии, в новом времени у Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Евгения Вахтангова и многих других. Сегодня в каждом поставленном спектакле можно обнаружить режиссёрский коллаж и интерпретацию уже известных приёмов. В «Молодой гвардии» всё драматургическое пространство на сцене организовано в 2-х параллельных направлениях: чтении текста романа и мистериальном, конечно, не совсем привычном, неспешном вращении и перемещении артистов на сцене. Этот неземной, непривычный и странный «танец» помогает развернуть время и многое почувствовать, прежде чем придёт понимание того, что это значит. Без настойчивых нравоучений спектакль волнует своим проникновением в невидимый механизм поведения людей в тяжелейших условиях оккупации — в те основы характера и любви к Родине, которыми жив каждый из нас вне зависимости от обстоятельств и времени.

Александра Кальницкая
23 апреля 2021г.
Тамбов

Фото из архива Тамбовского молодежного театра

Читайте также: Тамбовчане посетили спектакль «Баня» по пьесе Маяковского

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*