С той поры, когда поэт Михаил Лермонтов написал о нашем городе: «Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда», минуло более 180 лет. Город хотя и не стал мегаполисом, но, как написал в прошлом веке другой поэт, перефразируя Михаила Юрьевича: «Тамбов на карте генеральной кружком означен навсегда». Теперь же наш город действительно «хоть куда». И в нём есть даже небольшой уютный Лермонтовский сквер.
Возрождение лермонтовского уголка
Есть в Тамбове на скрещении улиц Лермонтовской, Кирова и Карла Маркса уютный тихий сквер, который очень любят жители близлежащих улиц. Этот родной для них уголок они так и именуют - Лермонтовский скверик. Ибо среди двух рядов крепких липок, ухоженных газонов, клумб и дорожек стоит памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову - скромный бюст великого поэта на постаменте.
Поэт Евстахий Начас на литературном лермонтовском празднике
В начале 90-х прошлого века казалось, что о нём все забыли. Неухоженным обшарпанным сиротой он тогда был затерян в разросшихся старых деревьях, буйных разлапистых кустарниках, между которыми возвышались кучи всякого хлама и мусора. Среди глухих зарослей крайне редко появлялись прохожие.
И всё же, когда в 1993 году начали вырубать старые деревья, жители заволновались: неужели уничтожат сквер? Но нет, у этой истории было счастливое завершение. По распоряжению первого мэра Тамбова Валерия Коваля скверик обиходили. Вместо прогнивших тополей посадили липы, разбили газоны и клумбы, выложили плиткой дорожки, вдоль которых поставили садовые скамейки, обновили бюст и постамент памятника, оградили территорию красивой решёткой.
Восстановленный сквер открывал сам Валерий Николаевич, высказав в своём выступлении пожелание: быть этому месту с той минуты любимым и посещаемым горожанами. Его надеждам суждено было сбыться. В сквере, где ещё недавно люди боялись даже ходить, по дорожкам стали прогуливаться молодые мамы с колясками, а у постамента памятника Лермонтову - резвиться малыши. И сегодня те ребятишки, кто постарше, гоняют по дорожкам на велосипедах и самокатах.
Скамейки неизменно занимают пожилые люди, а вечером - целующиеся парочки.
Реконструкция, к которой, кстати, ещё в 80-х неоднократно призывал в своих многочисленных выступлениях знаменитый тамбовский краевед Николай Никифоров, действительно позволила этому уголку Ленинского района стать не только прекрасным местом отдыха, но и настоящей достопримечательностью города, которой в этом году исполнилось 80 лет. Самому же Лермонтовскому скверику - и того больше.
Увековечение памяти поэта
Что любопытно, минуло столько десятилетий, но краеведы по-прежнему пишут пространные статьи, одни – стараясь доказать, что Лермонтов бывал в Тамбове, другие – обратное. Для последних и «Тамбовская казначейша» не доказательство. Она же художественный вымысел автора, утверждают они. Ну, допустим, казначей и не проигрывал в карты жену. Но подробное, а главное, абсолютно достоверное описание Тамбова поэтом - это же факт. В художественных фантазиях поэт, не знавший города, не стал бы давать стольких точных деталей.
Скептикам ничего не доказывает и лермонтовская фраза из романа «Герой нашего времени», где в главе «Бэла» поэт пишет: «Итак, мы спустились с Гуд-горы в Чертову долину… Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего Отечества». С чего бы поэту упоминать среди милых мест то, которое он никогда не видел? Но краеведам-педантам подавай письменный документ, в котором конкретно сказано: Лермонтов бывал в Тамбове. И всё.
Интересно, что если среди наших современников немало скептиков по данному вопросу, то в начале прошлого века, когда зашёл разговор об увековечении памяти Михаила Лермонтова в Тамбове, сомневающихся в посещении губернского центра не было.
Например, в письме Тамбовской ученой архивной комиссии за 1912 год, адресованном в Тамбовскую городскую думу с предложением увековечить память об исторических лицах, в том числе о Михаиле Лермонтове, за подписью председателя комиссии Алексея Норцова утверждалось, что поэт бывал в Тамбове «несколько раз». Кстати, надо отметить, что Норцов был дальним родственником того самого Мартынова, который на дуэли убил поэта.
В 1914 году тамбовчане решили отметить 100-летие со дня рождения Михаила Лермонтова. Летом в городскую управу Тамбова обратился с прошением инспектор народных училищ губернии Кашков. Он писал:
«Имею честь покорнейше просить управу войти в городскую думу в ближайшем её заседании с ходатайством: 1) об ассигновании 400 руб. на приобретение биографии М. Ю. Лермонтова и отдельных его произведений в потребном количестве экземпляров для раздачи учащимся приходских и высших начальных училищ г. Тамбова, а также на устройство литературно-музыкального утра для тех же учащихся; 2) о наименовании 1-го Тамбовского городского приходского училища «Лермонтовским»; 3) о переименовании Тёплой улицы в улицу Лермонтова и о присвоении имени поэта, предположенному к разведению на месте разветвления Теплой и Дороховой улиц садику, в котором впоследствии можно поставить и бюст поэта в память его пребывания в Тамбове».
С просьбой о переименовании улицы Тёплой в улицу Лермонтова обратились в городскую управу и жители улицы. Прошение удовлетворили. Сквер же был разбит позже, уже в советское время. А вот бюст великого поэта России Михаила Лермонтова был открыт в 1941 году.
Скульптурный переполох
История его сооружения весьма занимательна, если не сказать больше, она - значительна. А поведал её мне сам Николай Алексеевич Никифоров, который, оказывается, имел к появлению памятника поэту в Тамбове самое непосредственное отношение. 80 лет назад, при благоустройстве городского парка, Николаем Алексеевичем, который в то время в нём работал администратором, была высказана идея создания аллеи великих литераторов.
Никифоров задумал установить в аллее бюсты Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Горького, Маяковского, Шолохова. В апреле 1941 года молодой администратор отправился в Ленинград, чтобы заказать скульптуры поэтов и писателей. Когда Николай Алексеевич появился в знаменитой ленинградской скульптурной мастерской, то был несколько удивлён приемом её руководства. Оно искренне радовалось быстрому приезду тамбовчанина за скульптурами, которые оказались уже хорошо и своевременно оплаченными.
Сумма была столь значительна, что Никифоров, помимо задуманных бюстов поэтов и писателей, смог приобрести на неё ещё и огромный памятник Сталину, а также скульптуры нимфы для грота в горсаду и матери с детьми для фонтана. Счастливый, полный планов преобразований в городском парке, Николай Никифоров вернулся в Тамбов.
Каков же был его ужас, когда по приезде он явился с отчётом о сделанных приобретениях в вышестоящие инстанции, а там выяснилось, что денежные средства перечислялись в Ленинград вовсе не для парковых памятников. Большую сумму денег, оказалось, выделил тамбовский горторг для закупки партии скульптурок поэтов и писателей, чтобы затем продавать их в магазинах города. Как Никифоров ни доказывал, что оплошность была допущена не по злому умыслу, что он старался для родного городского парка, нагоняй за халатность Николай Алексеевич получил внушительный. Благо, что более крутых мер против молодого администратора тогда не предприняли.
Памятник Лермонтову
Заказанные Никифоровым скульптуры прибыли в Тамбов очень быстро. Гнев руководства города был сменён на милость. Внушительный памятник Сталину властям очень понравился. Его поначалу даже хотели поставить в центре города. Но потом всё-таки согласились с доводами оставить скульптуру в городском парке. И она заняла место недалеко от реки Цны.
Пока реконструировали аллеи горсада, началась война. Бюсты литераторов установить не успели. В первые тяжелейшие месяцы военных действий и вовсе стало не до благоустройства городского парка. Но всё же об одной дате, несмотря на все страшные события 1941 года, в Тамбове не забыли.
В тот год исполнялось 100 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. В память о поэте, который воспел доблесть русских солдат и офицеров в первую Отечественную войну в своём знаменитом «Бородино»: «Ребята! Не Москва ль за нами?» - было решено открыть в нашем городе памятник. Вот тут-то и пришлась кстати скульптура, прибывшая из Ленинграда. Горисполком принял решение установить её в сквере на углу улиц Лермонтовской и Карла Маркса.
Это было время стремительного продвижения немцев по территории нашей страны. Тамбовчане ежедневно выходили на западную окраину города и рыли противотанковые рвы. И тем не менее однажды люди с лопатами пришли на улицу южной части города и за короткий срок преобразили этот уголок.
Над сказать, что горисполком заранее объявил конкурс проектов стилобата (постамента) памятника. Имя автора утверждаемого проекта Николай Никифоров, к сожалению, не запомнил. А вот автор бюста Лермонтова ему был известен. Портрет поэта изваяла скульптор Марина Рындзюнская.
Николай Алексеевич очень хорошо запомнил день открытия памятника. Шёл 1941 год, и народу, естественно, собралось не так много. В основном это были женщины и школьники. Выделялась группа военных. Выступления звучали пламенно и кратко. Школьники прочитали стихи Михаила Лермонтова, а затем возложили букетики полевых цветов к постаменту памятника. Впоследствии Николай Никифоров узнал, что это был первый в нашей стране памятник великому поэту, установленный в советское время.