Шестидесятые Татьяны Вельцен

Так названа выставка работ Татьяны Вельцен, что открыта в Тамбовской областной картинной галерее.

На выставке представлены практически все произведения скульптора из коллекции ТОКМ. Экспозиция дополнена графикой тамбовских художников Степана Куксова, Алексея Лёвшина, Виктора Жёлтикова, Алексея Бучнева. Картины, созданные ими в шестидесятые годы двадцатого столетия, очень гармонично дополняют выставку, создавая определённое настроение погружения в советскую эпоху середины прошлого века.

Молодым горожанам имя Татьяны Вельцен мало что скажет. А вот старшее поколение сразу же вспомнят её великолепные работы «Классическая музыка (девушка со скрипкой)» и «Народная музыка (парень с дудочкой)», что не просто украшали Тамбовскую филармонию, а являлись неким культурным кодом города. И их нынешнее отсутствие воспринимается тамбовчанами с большой горечью, как большая утрата чего-то очень родного и значимого.

Любим тамбовчанами и памятник писателю Сергею Сергееву-Ценскому на улице Набережной, что был создан супругами Татьяной Вельцен и Сергеем Лебедевым. Но Татьяна уже не увидела воплощение замысла. Она ушла из жизни очень рано, в 1968 году, успев, правда оставить замечательное творческое и личное (двух дочек), наследие.

Путь в искусство

Супруги-скульпторы приехали в Тамбов в 1960 году. Судьба молодых художников соединила в Ленинграде, где они учились в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Всеволода Лишева. До этого уроженец Саратова Сергей Лебедев окончил художественное училище в родном городе.

Татьяна же родилась в 1930 году в городе Катта-Кургане Самаркандской области Узбекской республики (ныне Узбекистан). Мечтая с детства стать художником, Таня Вельцен поступила учиться в Ташкентское художественное училище, где была одной из самых способных учениц, и параллельно посещала среднюю школу. Большие успехи в творчестве позволили девушке, не заканчивая училища, после третьего курса поступить в Ленинградский институт.

Получив дипломы, Лебедев и Вельцен поехали на малую родину Сергея и пять лет трудились в Саратове. А затем перебрались на Тамбовщину.

«Приехав в Тамбов, — писала в те годы искусствовед Валентина Анохина-Козлова, — Татьяна Вельцен со всей темпераментностью своего характера включается в жизнь местного отделения Союза художников. Продолжает ещё с большим увлечением работать над избранной темой о молодом современнике. Энергичная, по натуре стремительная, она постоянно в поисках новых образов и замыслов. Совершает дальние поездки по районам области, бывает во многих колхозах и совхозах, и в результате на одной из областных выставок появляются портреты «Свинарки», «Работницы» и портрет Нины Жёлтиковой, весёлой и задорной доярки из колхоза «Коминтерн».

Мои дети

Женские портреты молодых колхозниц и рабочих представлены и на нынешней выставке «Шестидесятые Татьяны Вельцен» в картинной галерее. Внешность девушек не так изысканна, да и мешковатая, грубая рабочая одежда делает их облик далеко не идеальным, и всё же она не может скрыть природную грациозность. А уж какой теплотой веет от каждой работы Вельцен — и не передать. Только постояв рядом с произведениями, это возможно почувствовать.

 

«Татьяна Вельцен — скульптор широкого диапазона, отмечала Валентина Анохина-Козлова. — Произведения, над которыми она работала, разнообразны по жанрам и технике исполнения. Ей были подвластны монументальная скульптура и портрет, композиции и скульптура малых форм, чеканка по серебру и резьба по кости. Автор стремилась в своих произведениях передать красоту духовного мира человека, подчиняя резцу мрамор и дерево, искусственный камень и металл».

В соавторстве с московским скульптором Лилией Евзыковой Татьяна Вельцен создаёт композиции «Музыка» из кованого алюминия для Концертного зала. А ещё очень много работает в малой пластике, воплощая в самых разных материалах детские образы, особенно своих дочек Наташи и Ирины. Татьяна уже знала, что тяжело больна, и стремилась как можно больше уделять внимания и в жизни, и в творчестве дочкам.

Рассматривая скульптуры в витринах, прямо-таки физически ощущаешь, как хороши фигурки лежащих малышей, навеянные образом подрастающей Иринки. Или статуэтка «Ирина» из раскрашенного шамота.

А доминантой выставки в картинной галерее является двухфигурная деревянная композиция «Мои дети». В ней столько любви и доброты, что от скульптуры невозможно отойти и оторвать взгляд. И хотя экспозиция, посвящённая Татьяне Вельцен, небольшая, камерная, но поклонники таланта этого скульптора, несомненно, за неё будут очень благодарны сотрудникам картинной галерее.

Из воспоминаний

Сегодня в штате картинной галереи уже не осталось сотрудников, которые бы лично знали Татьяну Вельцен. Но директор галереи Тамара Шестакова рассказала, что очень хорошо знала Сергея Лебедева и его дочек. Тамара Николаевна пришла работать в картинную галерею именно в то время, когда Вельцен не так давно скончалась после продолжительной болезни.

Это был год выборов, и комсомолку Шестакову направили выполнять обязанности секретаря председателя избирательной комиссии. Тамара Николаевна вспоминает:

«А так как у картинной галереи с Союзом художников была общая партийная организация, то избирательный участок развернули в здании художественных фондов. У них помещение было больше. И я, как секретарь избирательной комиссии, находилась на участке с восьми утра и до восьми вечера. В перерыв я покупала кефир и пирожок в гастрономе. Но среди людей на участке я не могла есть, и поэтому просилась к Лебедеву в мастерскую. Она располагалась как раз рядом с избирательным участком. Так я познакомилась с Лебедевым и его дочками. Девочки целыми днями находились в мастерской у отца. Ирина была ещё совсем маленькой, а Наташа – школьницей начальных классов. Постепенно я узнала историю этой семьи.
Художественная мастерская у Лебедева и Вельцен была общая. И всё в ней ещё жило её духом. Лебедев преклонялся перед женой и как перед человеком, и как перед скульптором. Он очень высоко ценил её творчество. У Сергея Лебедева было какое-то своё направление в искусстве. Но после смерти Татьяны он начал шагать по её стопам, воплощать её замыслы, продолжать какие-то её идеи. Татьяна обладала невероятной фантазией, она столько не успела сделать.
Сергей Лебедев очень много мне о ней рассказывал. И у меня в конце концов сложилось впечатление, как будто я знала Татьяну Георгиевну. Вельцен ценили и тамбовские, и все московские художники. В ней был не только талант скульптора, но и какая-то мужская и внутренняя, и внешняя сила. Хотя она была небольшого росточка и пухленькая. Я помню, как Костя Малофеев и Сергей Лебедев рассказывали, как они её боялись: только они соберутся выпить — входит Татьяна, и все в разбег. Да, её боялись, но и очень ценили как художника, прислушивались к её оценкам и советам. Вельцен была потрясающим художником. Если бы она пожила подольше, то даже не представляю, сколько бы она создала замечательных работ.
Но Вельцен знала, что тяжело больна, что у неё рак. И спешила работать. Параллельно со скульптурой «Музыка», которую она делала с московской художницей для филармонии, Татьяна Георгиевна всё время лепила или резала по дереву произведения, посвящённые детям. Детская тема для неё в тот момент была очень трепетной. Представляете, каково, зная о своей страшной болезни, смотреть на маленьких дочек. Замечательное произведение «Мои дети», где старшая Наташа держит Иринку на руках, — одна из последних работ Вельцен. Сегодня Наташа и Ирина чуть ли не в два раза старше своей матери, которая ушла в 37 лет. Они обе живут за границей.
Мы помним и высоко ценим творчество Татьяны Вельцен, поэтому и посвятили ей эту выставку».

Читайте также: Художник Олег Гаврилов: «Живописью нужно овладеть как музыкой»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*