Ровнее, качественнее, долговечнее: как общественники контролируют дорожное строительство на Тамбовщине

Благодаря поддержанному губернатором проекту в муниципалитетах начали внимательнее относиться к состоянию дорожного покрытия
Укладка асфальта в Тамбове

Дороги с ямами и колдобинами можно встретить и на Тамбовщине, включая областной центр. Однако усилиям областной власти и неравнодушию общественности их качество в обозримом будущем заметно повысится.

Часть федерального проекта

С куратором «Карты убитых дорог» Михаилом Сысоевым мы побеседовали недалеко от их пересечения улицы Зои Космодемьянской и Новому. Дорожное покрытие там на редкость отвратительное, ямы порой достигают глубины 25-30 сантиметров, и ни один водитель не рискует ехать со скоростью выше 10 километров в час. Наверное, лишь хороший внедорожник может без ущерба преодолеть в сколько-нибудь бодром темпе эти выбоины, да и то не факт.

Одна из этих дорог, Новый проезд, уже внесена в реестр внесена лишь одна из них, тогда как до другой, улицы Зои Космодемьянской, у активистов пока не дошли руки. Однако можно не сомневаться в том, что и она скоро появится на карте. Благодаря усилиям неравнодушных людей на ней уже значатся более 520 дорог в Тамбове и других населённых пунктах области.

Областная карта бездорожья — часть федерального проекта, который существует уже два года воплощается в жизнь Общероссийским народным фронтом. Идея возникла после того, как президент Владимир Путин выступил за создание общественного ресурса, на котором любой гражданин мог бы оставить сообщения о плохих и очень плохих дорогах — затем, чтобы местные власти обращали на них внимание и вовремя ремонтировали.

На областном уровне идею поддержал губернатор Александр Никитин. Весной нынешнего года он встретился с Общероссийского народного фронта, чтобы обсудить реализацию проекта. Он подчеркнул, что в области более половины дорог не соответствуют нормативам, а многие дорожно-строительные предприятия не имеют ни современного оборудования, ни квалифицированных специалистов.

– У многих, подписанные ещё несколько лет назад. Сейчас мы отслеживаем качество исполнения долгосрочных контрактов, которые были заключены в последние годы с дорожными организациями. От нас в суды поступают десятки обращений на дорожников, которые работают нерадиво. Сейчас эта проблема встала очень остро, потому что в прошлом году сильно сократились средства дорожного фонда: вместо четырёх миллиардов у нас осталась три. Дело в том, что если раньше регионы получали 88 процентов от топливных акцизов, то теперь только 61. Особое внимание уделим Тамбову: это лицо области, — сказал губернатор.

Чтобы проект начал осуществляться, ОНФ немало вложили сил в его продвижение, рассказывали о нём по телевидению. Люди поначалу относились к нему с недоверием, но с течением времени дело пошло. К нему подключились уже почти пятьсот активистов.

Чтобы внести объект в областную интерактивную карту бездорожья, размещённую на специальном сайте, не обязательно быть ни членом Общероссийского народного фронта, ни даже жителем нашей области. Такое право есть у каждого россиянина. Для этого нужно сообщить об убитой дороге в исполком ОНФ, который свяжется в администрацией интернет-ресурса, которая находится в Москве.
По словам Михаила Сысоева, поначалу дорога с локальными дефектами отмечается на карте лиловым цветом, а полностью убитая — красным. Он меняется на оранжевый, если проведён ямочный ремонт, и на зелёный, если покрытие отремонтировано полностью.

Хотя проект появился совсем недавно, он развивается очень успешно. В реестр внесены уже более 550 частично или полностью убитых дорог.

— В нашей области много неравнодушных граждан. Есть активисты, благодаря которым на карте отмечено более ста дорог. Эти люди не щадят ни себя, ни свои автомобили, постоянно ездят по области, выявляя убитые покрытия, — заметил Михаил Сысоев.

Как химичат подрядчики

Выявляют нарушения и сами члены ОНФ, которые много ездят по области, инспектируют качество строительства и ремонта дорог. Во многих случаях оказывается, что применяемые строителями технологии оставляют желать лучшего.

Не так давно они ездили в деревню Величкино Токарёвского района. Там два километра покрытия начали сползать вместе с барьером. Дорога уплывает в кювет, хотя её сделали совсем недавно — начали в декабре прошлого года и закончили буквально две недели назад. При этом стоимость строительства — 32 миллиона! Генподрядчик забрал эти деньги себе, не полностью рассчитавшись с субподрядчиком.

Члены ОНФ по этому поводу тесно работает с прокуратурой, администрациями районов, депутатами, правоохранительными органами. Субподрядчик подал в суд. Все ждут дальнейшего развития событий.

В Никифоровском районе ОНФ мониторил дорогу со сметной стоимостью около 50 миллионов рублей. Когда отдали смету независимой проектной организации, которая специализируется на составлении проектов в дорожном строительстве, то оказалось, что цена завышена на 10 миллионов рублей.

Аналогичная история случилась в деревне Комаровка Бондарского района. Там живут порядка 15-20 человек постоянного населения. При строительстве дороги из относительно затратных работ был только перенос электролинии, идущей к двум домам. Однако сметная стоимость составляла 49 миллионов. Завышение было явным, строители экономили на всём, на чём можно.

— Мы контролировали весь процесс строительства, убеждали ребят соблюдать технологии. Подъезжали, смотрели… Однако они всё равно использовали самый дешёвый и низкокачественный щебень. У нас остались все материалы, снимки… — рассказывает Михаил Сысоев.

Халтурно, по мнению ОНФ, отремонтирована, также улицы Красная в Тамбове.

На Рылеева работали в мороз, что запрещено строительными нормами. Виброкаток работал на полную мощность — так, что стёкла в домах тряслись, однако он не мог должным образом уплотнить холодный асфальт, и тот лёг плохо.

— Температура укладки асфальта должна составлять примерно 140 градусов, а здесь было максимум 70. Неудивительно, что покрытие сейчас еле держится, разрушение его уже началось, — говорит Михаил Сысоев.

Таких примеров очень много. Скажем, заказчик требует составить проект на определённую сумму, указанную в извещении о торгах. Подрядчики, чтобы получить как можно больше прибыли, начинают химичить: по технологии положено класть гранитный щебень, а они используют сталеплавильный шлак Липецкого металлургического комбината. Иногда закладывают не тот асфальтобетон, который указан в проекте. Более того, нередки случаи, когда во время дождя асфальт просто бросают в лужи и прихлопывают лопатой. Активист Сергей Попов выявил много подобных фактов.

— Вот какие у нас новейшие технологии применяются! — шутит Михаил Сысоев. — Это же бессмысленная трата денег…

Бывает также, что подрядчик строит дорогу более-менее сносно, но про парковочные карманы забывает, как бы оставляя их на потом. Жители жалуются, но сдвигов нет: городские власти не реагируют на обращения.

И всё этим строителям сходит с рук! Беда в том, что приходят одни и те же компании, аффилированные с исполнительной властью. Они не выполняют гарантийных обязательств, банкротятся и называются новыми именами.

Первые результаты

Усилия активистов уже приносят некоторые результаты.

Впрочем, бывают случаи, когда власть прислушивается к мнению членов ОНФ. В ужасном состоянии находилась, например, улица Зелёная в Селезнях Тамбовского района. Весной и осенью покрытие превращалось в непролазную грязь, по которой даже трактор не мог проехать. После обращения к главе сельсовета местные власти обещали ощебенить дорогу, и слово своё сдержали.

В Мучкапском районе через сёла Шапкино и Варварино проходит Всероссийский марафон. По требованию местных жителей и активистов ОНФ проведён ямочный ремонт дороги.

— Однако мы требуем полного ремонта, и не отстанем от местных властей, пока он не будет проведён. В план его, по крайней мере, уже поставили, — говорит Михаил Сысоев.
Снова начался и ремонт Красной и Рылеева в Тамбове.

Но как долго отремонтированные покрытия продержатся? Не появятся ли на них выбоины уже следующей весной? Этот вопрос беспокоит активистов ОНФ. Делов в том, что применяемые в России технологии, даже если они правильно выдерживаются, уступают тем, которые распространены в развитых странах и нередко применялись в СССР. Например, укладка асфальта на бетонное основание у нас практически не используется. А ведь такое покрытие очень долговечно, качественно и, к тому же, вполне нам «по зубам»! Уж чего-чего, а цемента в нашем государстве достаточно.

— У нас почему-то идут по пути наименьшего сопротивления, хотя это неправильно. Пусть километр дороги будет стоить чуть дороже: экономия на ремонте многократно перекроет эту разницу. Просто у заказчиков и однодневок-подрядчиков нет интереса качественно строить дороги. Уйти от этого можно только одним способом: надо применить власть. Если люди не хотят работать, от них нужно избавляться, — заключил Михаил Сысоев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*