От «всеобуча» к современной школе

Настоящее и будущее тамбовского образования рассмотрели на коллегии управления

Подвести итоги, поставить задачи — таким всегда бывает содержание итоговой коллегии практически любого управления. Коллегия управления образования и науки области не исключение, но особенность ее итогов и задач в том, что образование области, будучи частью системы образования страны, стоит перед необходимостью решить очень серьёзную задача. Российское общее образование должно войти в число десяти мировых лидеров — это одна из целей, которые должны быть достигнуты при реализации национального проекта «Образование». Каждый регион вносит свой вклад в достижение этой цели, и Тамбовщина здесь в числе лидеров.

В процессе реализации нацпроекта должно быть обновлено качество образования, а оно само стать доступным и качественным. Причем относится это не только к средней или высшей школе. Дошкольное образование также должно стать доступным, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Как отметила начальник управления образования и науки области Татьяна Котельникова, в области ежегодно увеличивается количество детей нарушениями здоровья, получающих услуги дошкольного образования. За последние годы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в той или иной форме получают дошкольное образование, стало больше в шесть раз, инвалидов — в четыре. В целом же в области нет очереди в детские сады для детей от трех до семи лет, создано более 11 тысяч мест в детских учреждениях.

Услугами дошкольного образования охвачено более 80 процентов детей, что на 15 процентов больше среднероссийского показателя. Но сохраняется очередность для детей раннего возраста: сейчас в очереди стоит более 1600 малышей. Для устранения дефицита мест для детей раннего возраста предстоит построить четырнадцать детских садов, пять из которых будут введены в строй уже в этом году. Среди задач, стоящих перед учреждениями дошкольного образования, на коллегии отмечалась необходимость создания службы психологического сопровождения детей и родителей, а также повышение квалификации педагогических кадров, ведь от того, насколько качественным было образование дошкольное, во многом зависят школьные успехи ребенка.

Перед школой сегодня также стоят новые задачи и вызовы. Прежде всего она должна стать в полном смысле слова современной, давать выпускникам возможности находить себя в быстро меняющемся мире, формируя соответствующие знания и компетенции. Тамбовские школы имеют много оснований претендовать на звание современных, если судить по качеству образования. А для его оценки есть немало критериев, в числе которых индекс поступления в вузы, и для выпускников Тамбовщины он составляет около 70 процентов. Контролировать показатели качества позволяют различные контрольные, «срезы» и проверки, а прежде всего ГИАВ и ЕГЭ.

Как отмечалось на коллегии, ежегодно сокращается количество девятиклассников, не справившихся с заданиями по русскому языку и математике, результаты ЕГЭ по русскому языку в области остаются стабильными на протяжении нескольких лет, практически каждый третий выпускник показывает высокие результаты, наблюдается и положительная тенденция сдачи ЕГЭ по математике. Правда, с предметами по выбору далеко не все выпускник справляются успешно, а причина этого нередко кроется в недостаточном качестве преподавания. Решить проблему можно, устраняя нехватку кадров, а также развивая цифровые технологии которые меняют всю систему образования.

В большом потенциале применения цифровых технологий участников коллегии лишний раз убедило выступление заместителя директора Никифоровской средней школы №1 Светланы Медведевой. Она поделилась опытом применения цифровых технологий в образовании, в частности, рассказала о том, что цифровой курс финансовой грамотности получил положительную оценку Центробанка.

Подобных наработок у тамбовских педагогов немало, поэтому было бы хорошо, если бы в области был создан банк дистанционных курсов и других практик подобного рода, об этом на коллегии говорили и Светлана Медведева, и Наталья Савинкина, директор Сосновской школы №1, которая рассказывала о создании в школе информационно-библиотечного центра и его возможностях в повышении качества образования. Помимо таких центров, формировать межпредметные компетенции, читательскую грамотность, аналитический подход школьникам будут помогать центры цифрового и гуманитарного образования. К 2024 году они появятся в каждой базовой школе, и всего их будет 138.

Вероятно, такие центры смогут помочь и в послешкольном образовании взрослых — согласно проекту «Образование», оно также должно расширяться, и на это направление особое внимание обратил заместитель председателя областной Думы Владислав Юрьев. Направления такого обучения, считает он, могут быть самыми разными: от просветительских лекций до семейно-бытового воспитания.

В том, что вектор воспитания остается главным для школы, уверена заместитель главы администрации области Наталья Астафьева. Подводя итоги коллегии, она подчеркнула, что школа должна и имеет много средств, чтобы встроить ребенка в жизнь, несмотря на множество современных негативных факторов. Главное — не работать «по запросу». Выявительный принцип должен стать ведущим в работе системы образования, тем более, что именно ей он привычен более всего: «всеобуч», поквартирный обход, составление списков — к этим старым технологиям теперь должны присоединиться самые различные новшества, чтобы родители и дети были максимально удовлетворены услугами образования.

Читайте также: Самые талантливые школьники получат бесплатное обучение в ТГУ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*