В молодёжном православном лектории прошла первая в этом сезоне лекция

Она была посвящена взаимоотношениям учителей, родителей и учеников в конце XIX — начале XX в.

Первая встреча в начавшемся учебном году в молодежном православном лектории, действующем уже седьмой год, совпала с Днем учителя, так что, вероятно, и определило тему первой лекции. Кандидат исторических наук, преподаватель Тамбовской духовной семинарии Вера Орлова рассказала о том, какими были отношения учителей, учеников и родителей сто лет назад.

Сто лет по историческим меркам — срок совсем небольшой, даже если он вместил в себя столько событий и потрясений, как минувшие сто лет в нашей стране и, в частности, на Тамбовщине. Но тем не менее за этот небольшой отрезок времени измениться успело так много. Что даже слово «кондуит», прозвучавшее в начале лекции, потребовало пояснений (вероятно, не все даже и про «Кондуит и Швамбранию» слышали). Кондуит — это дисциплинарный журнал мужской гимназии. Девочки, видимо, провинностей допускали в разы меньше, а вместо наказаний провинившуюся, если все же что-то происходило, просто-напросто отчисляли из гимназии, и проблемы в этом особой не было, ведь девочкам учиться было необязательно.

Лекция

Да и мальчики не все подлежали обязательному обучению — только дворяне и духовенство. Тем не менее учились и люди простого звания. Следы чего можно обнаружить в современном словоупотреблении: когда мы говорим «ходить» в школу, в такой-то класс и т.д., то невольно наследуем крестьянским предкам, ведь именно они «ходили» в школу в прямом смысле слова. Правда, помимо этого выражения, мало что сохранилось от «прежней» школы, в особенности, если говорить о положительных особенностях учебного процесса. В приходских школах, где крестьянских детей учили азам арифметики и словесности, при этом программа обучения содействовала «построению души», ему способствовало и заучивание больших отрывков стихов и прозы, уроки пения как светского, так и церковного. Кроме того, у учителя был запас учебных часов для того, чтобы выйти с детьми на прогулку рассматривать, к примеру, осенние деревья или пускать кораблики по весенним лужам. На другой день после экскурсии на уроке могли разбирать правописание слов, относящихся к ситуации, рисовать увиденное — другими словами, запомнила радость. В современной школьной программе ничего такого нет. Но родители вполне могут перенять такой опыт, потому что «запоминать радость» нужно и важно в любом возрасте и в любое время.

Среди других особенностей «старой школы», которые сегодня трудно понять — высочайшие, чтобы не сказать завышенные, требования к поведению педагогов (например, учитель не мог покидать город без разрешения директора), распространенное и нередко вынужденное — например, из-за долгой болезни, а тогда все серьёзные болезни были тяжелыми и долгими. Также учителя, которыми чаще всего были мужчины, выбравшие эту профессию вполне осознанно, считали своим долгом заниматься с отстающими после уроков. Кстати, репетиторством подрабатывали старшеклассники или студенты — они занимались с отстающими из младших классов за небольшую плату и обед.

Награды и поощрения, которыми отмечались лучшие ученики земских школ, сегодня выглядят более чем скромными и трогательными, например, Евангелия, которые вручались лучшим ученикам, и приобретались «в прочном коленкоровом переплете» для мальчиков и с»с шелковыми закладками» для девочек. …А на родительских собраниях столетней давности обычно обсуждали не столько успеваемость учеников и сборы «на нужды класса», сколько оказание помощи ученикам, в ней нуждающимся.

Посетители лектория, которых, несмотря на дождливую погоду, набралось несколько десятков, смогли в прямом смысле слова взглянуть в глаза ученикам и учителям прошлого — Вера Дмитриевна принесла на лекцию подлинные старинные фотографии.

За время существования лектория его аудитория прослушала около ста пятидесяти лекций на актуальные темы, прочитанных ведущими лекторами Тамбова. За эти года лекторий сменил несколько мест проведения. Сейчас он обосновался в областной библиотеке имени Пушкина и, как говорит его руководитель диакон Александр Митянин, следующие встречи пройдут здесь же.

Читайте также: «Точки роста» начинают свой рост, или островки школы будущего в сёлах Тамбовской области

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*