ТВРЗ — история сквозь все времена

Тамбовский вагоноремонтный завод отметил свой 120-летний юбилей

И это событие значимое не только для известного на всю страну предприятия, а для всей Тамбовщины. Не случайно поздравить заводчан с этой годовщиной на торжественный вечер в зал Тамбовского драмтеатра пришли представители руководства области и города, министерств и ведомств, связанных с железнодорожным транспортом. Это предприятие, с которого в своё время начиналась крупная промышленность Тамбова, и которое до сих пор остаётся одним из ведущих заводов города и области.

По крайней мере, по итогам прошлого года коллектив ТВРЗ доказал это делом, выпустив продукции в общем объёме на 10,5 миллиарда рублей, и таким образов заняв лидирующее место среди предприятий области. Ну а качество этой продукции может ощутить на себе каждый житель нашей действительно необъятной страны, если отправится в путешествие по железной дороге. Ведь нынешняя специализация предприятия — это как раз пассажирские вагоны, которым завод не только новую жизнь даёт, но и сам производит.

И не случайно в этот вечер в одном из многочисленных поздравлений от высоких гостей прозвучало, что аббревиатура ТВРЗ уже устарела и туда надо срочно добавить букву «с» для полного соответствия нынешней действительности. Чтобы название звучало как «Тамбовский вагоностроительный ремонтный завод». Под бурные аплодисменты с этим все присутствующие согласились, а гордясь новыми достижениями, конечно не могли не вспомнить его богатую и славную историю.

Она предстала в виде театрализованного представления, благодаря которому зрители перенеслись в далёкий 1899 год, когда в Тамбове были основаны Вагонные мастерские Рязано-Уральской железной дороги. И хотя масштабом тогдашние мастерские не отличались, но строились основательно и были оснащены самым передовым по тем временам оборудованием. Энергию предприятию давала силовая станция с паровыми машинами, материалы доставлялись к рабочим местам по специальным эстакадам. Деревянная стружка с рабочих мест удалялась всасывающими вентиляторами. И вообще, условия труда в мастерских были вполне на европейском уровне.

Предприятие это сразу оказало влияние на жизнь тихого Тамбова. Во-первых, потому что обеспечило работой около двух тысяч человек, а во-вторых, придало Тамбову всероссийскую значимость —, мастерские выпускали в год до 6000 товарных вагонов в рамках так называемого конвекционного ремонта и 200 пассажирских вагонов после капитального ремонта.
Своё же нынешнее название ТВРЗ получил уже в 1928 году. Предприятие действительно не просто активно развивалось, а показывало пример трудовыми успехами, за что, кстати, в качестве награды, получило премию на строительство своего Дома культуры «Знамя труда», который до сих пор является одним их заметных центров народного творчества Тамбова.
Великая Отечественная война стала для завода испытанием, которое он выдержал с честью в самом прямом смысле этого слова. Построенный в этих экстремальных условиях литейный цех значительно расширил возможности производства, и за годы войны завод выпустил сотни санитарных поездов, снегоочистителей, но кроме этой техники из его ворот вышли 40 бронепоездов. И это, уже не говоря о том, что помимо чисто железнодорожной продукции ТВРЗ поставил фронту более двух миллионов мин!

После войны у предприятия появилась новая специализация — изотермические вагоны. Причём коллектив подошёл к этому вопросу творчески, и благодаря совершенствованию технологий с 1970 года начал выпускать автономные рефрижераторные секции, надёжность и качество которых создали особый авторитет предприятию в стране.

Здесь не сетовали на «лихие 90-е». Здесь работали, искали заказы и новые пути развития производства. Результат — завод снова нашёл себя в том, с чего и начинал — в выпуске пассажирских вагонов. Только это теперь совершенно другие технологии и совершенно другие вагоны. А про недавнюю разработку специалистов ТВРЗ — суперкомфортный плацкартный вагон нового поколения сейчас говорит вся страна. Вагон был представлен на московской выставке и вызвал восторженное удивление. Сейчас уже четыре десятка таких вагонов колесят по стране, и это только начало нового пути к совершенству.

От имени руководства области коллектив завода поздравили вице-губернатор Сергей Юхачев и вице-спикер областного парламента Владислав Юрьев, подчеркнув, что предприятие-юбиляр и история Тамбова — это единое целое. Высоко оценили достижения заводчан и представители Министерства путей сообщения, Российских железных дорог и Юго-Восточной железной дороги. С тёплыми словами обратилась к юбилярам глава Тамбова Наталия Макаревич, хорошо знающая это предприятие по своей предыдущей работе на посту начальника областного управления по развитию промышленности. Заводу действительно есть чем гордиться. А его директор Алексей Грибков всё это время стоял на сцене, несколько смущённо принимал поздравления и памятные адреса — похоже, гораздо привычнее для него все же производственная беспокойная атмосфера.

Лучшим передовикам производства были вручены юбилейные награды, а музыкальным подарком стало грандиозное выступление Губернаторского духового оркестра под управлением Петра Сосновского.
Что такое 120 лет? Почти миг для истории. Миг, вмещающий жизнь…

Читайте также: Директор Тамбовского ВРЗ АО «ВРМ» Алексей Грибков: «Мы достойно подошли к празднованию профессионального праздника»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*