Педагоги Тамбовской области подвели итоги работы и наметили новые задачи

«Немного непривычно», — заметила заместитель главы администрации области Наталья Астафьева, комментируя проведение итоговой коллегии управления науки и образования области, имея в виду малочисленность: мероприятие проходило в режиме онлайн-трансляции, и в «реале» участников было не более двух десятков. Не исключено, что подобный формат общения станет весьма употребительным в ближайшее время, и система образования к нему готова как нельзя лучше — с 1 апреля начнётся обучение в дистанционном режиме.

Это, конечно, далеко не самый главный итог реализации многочисленных мероприятий в системе, но один из них, и уж точно он будет заметным и оцененным. Другими словами, количество преобразований переходит в зримое качество, как и задумывалось на старте нацпроектов.

Учить всегда, учить везде

Конечно, помимо вынужденной дистанционки, есть много других, и гораздо более приятных результатов работы в рамках проекта. Начальник управления образования и науки Татьяна Котельникова, подводя итоги года работы, детально проанализировала все сферы образования области. Так, говоря о положении в дошкольной сфере, она обратила внимание участников коллегии на высокий, 81 процент детей до семи лет, охват услугами дошкольного образования, этот показатель выше среднероссийского, но в то же время в области есть районы, где показатель значительно ниже, и в этих муниципалитетах надо задуматься над причинами такого положения дел. Наиболее острая ситуация с обеспеченностью местами в детских садах сложилась в Тамбове и Тамбовском районе, и, решая ее, надо помнить, что Президент настаивает на необходимости стопроцентной обеспеченности местами в детских садах к 2020 году всех детей до трех лет.

При этом, подчеркнула Татьяна Котельникова, современные родители рассматривают дошкольное образование не только как «услугу по присмотру», но ждут заметного вклада в развитие ребенка. Новые детские сады, которые открылись в минувшем году в северной части областного центра, и те, открытие которых запланировано на ближайшие год-два, отличаются именно таким подходом: здесь реализуется современное stem-образование, дети занимаются конструированием, планируется строительство детского сада, ориентированного на художественное развитие и т. д. Отмечалась потребность развития негосударственных детских садов и необходимость разработки соответствующей нормативно-законодательной базы.

Если родители уже детские сады рассматривают как полноценные учреждения образования, то тем более серьёзные требования они будут выдвигать к школам. Современные школы, открывающиеся в области, большинству требований соответствуют. Это, как говорится, не роскошь, а насущная потребность. Тем более, что и Президент говорит о том, что доступное и качественное общее образования является надежным средством, препятствующим расслоению общества, напомнила начальник управления образования. За последние пять лет в области появилось более 5 тысяч новых учебных мест. В этом году к новым школам прибавится школа в Котовск, начнется строительство школы в северной части областного центра, где давно уже чувствуется острая нехватка учебных мест.

Рассматривая школы как шанс выравнивания стартовых возможностей для учащихся, надо понимать, что речь идет не только об освоении программы, но и о возможности участия учебных заведений в различного рода программах и проектах. Например, лицей №14 областного центра и ряд других школ уже несколько лет работает по программам партнерства с ВШЭ, ряд учебных заведений стали «опорными школами» РАН, и т. д. По-прежнему больше значение имеет сетевое взаимодействие школ с тамбовскими университетами, которое, как отмечалось на коллегии, теперь охватывает не только выпускные классы, и расширяется с каждым годом.

Подобное взаимодействие важно не только для школьников, но и для вузов. Особое значение оно имеет для подготовки кадров для системы образования. Как рассказала проректор ТГУ имени Г.Р.Державина Марина Налётова, взаимодействие с будущим педагогом начинается еще на стадии профильных классов и продолжается до сопровождения выпускников вуза. В работе с одаренными будущими педагогами университет использует формат очных встреч в университет, который доступен прежде всего жителям областного центра, и сетевой — им могут воспользоваться сельские жители. Кстати, профессия педагога становится все более востребованной — по специальности трудоустраивается почти 80 процентов выпускников.

Развитие и воспитание

Сфера образования отвечает не только за сумму знаний, с которой нынешние дети выйдут во взрослую жизнь. От педагогов зависит многое и в том, насколько широк будет кругозор юных тамбовчан, а может, и то, насколько обдуманно они будут выбирать профессию. Дополнительное образование в таких вопросах очень помогает. Сейчас в области услугами дополнительного образования охвачено 78,4 процента детей, и это хороший показатель, но предстоит еще создать дополнительные места развивать современные направления, особенно технические и естественные. Для того, чтобы родителям и детям было проще определиться с выбором, должен исправно функционировать портал-навигатор по услугам дополнительного образования, отмечалось на коллегии.

Образование неотделимо от воспитания, поэтому в области уделяется большое внимание патриотическому и духовно-нравственному развитию учащихся, а появление таких реалий, как, например, школьная травля, делают эту строну работы педагогов еще более востребованной. Неслучайно, как отмечалось на коллегии, проект «Образование» будет дополнен проектом, направленным именно на духовно-нравственное воспитание детей и подростков.

Большое значение для такого воспитания, считают участники коллегии, имеет и региональный проект «Память о прошлом — дорога в будущее», реализуемый на основе межведомственного взаимодействия. Школа должна быть также местом, где подрастающее поколение получает верные представления о семейной жизни, поэтому подчеркивалась необходимость распространения на все школы области курсов семьеведения и нравственных основ семейной жизни.

Эти, как и практически все вопросы в системе современного образования, можно успешно решать только в команде, отметила, подводя итоги коллегии, заместитель главы администрации области Наталья Астафьева, так что одной из главных задач тамбовских педагогов и «менеджеров в системе образования» является именно формирование команды и командного мышления. Ну а ещё одна задача педагогов, по уже сложившейся традиции, — работать на опережение.

Читайте также: Выплаты ветеранам, оплачиваемая опека, земельные участки многодетным опекунам

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*