30 сентября в Тамбове состоялось заседание координационного совета по защите прав потребителей. Участники проанализировали статистику обращений тамбовчан и в контролирующие органы и обсудили существующие в этой сфере проблемы и тенденции.
В частности, речь на мероприятии шла о нарушениях прав потребителей при дистанционной торговле. За последний год оборот в сфере интернет-торговли увеличился более чем в три раза и продолжает динамично расти. Как следствие, и жалобы от тамбовчан, ставших в этой сфере жертвами мошенников, участились.
Если в 2014 году, по данным управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, такие случаи были единичны, то за первое полугодие 2020 года их набралось уже более тридцати.
На крючок мошенников чаще всего попадают самые активные пользователи сети - школьники и студенты.
Так, одному из них вместо дорогих кроссовок, приобретенных на просторах Интернета, прислали в посылке кирпич, а другому вместо сотового телефона - бумагу и песок. О том, что нужно знать гражданам, чтобы не попадать в подобные ситуации, шла речь на заседании координационного совета по защите прав потребителей под председательством заместителя начальника управления по развитию промышленности и торговли региона Сергея Попова.
С жалобами на некачественные товары или услуги тамбовчане обращаются как в управление Роспотребнадзора, так и в органы местного самоуправления. И там, и там, согласно озвученной участниками заседания статистике, произошло незначительное снижение числа обращений. Однако связано это, по мнению начальника отдела по защите прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Любови Егоровой, прежде всего с пандемией коронавируса, когда крупные объекты торговли и предприятия общественного питания были долгое время закрыты, «заморожен» туристический сектор.
В общей сложности с января по июль 2020 года от жителей региона сюда поступило почти 1700 обращений, свыше трети из них по вопросам защиты прав потребителей.
«Значительная часть обращений тамбовчан, как и в предыдущие годы, касалась розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, почти двести обращений - сферы оказания услуг, - пояснила Любовь Егорова. - Чаще всего тамбовчане жаловались на некачественные услуги связи, туристические и финансовые организации, платные медицинские услуги. По сравнению с прошлым годом стабилизировалась ситуация в сфере оказания бытовых услуг, где еще недавно были зафиксированы массовые нарушения и как следствие - всплеск обращений граждан».
Недовольство у потребителей по-прежнему вызывает отсутствие полных сведений о товаре на упаковке и ценниках, а также расхождение цен на них и кассовых терминалах при оплате. Чаще всего подобные факты отмечались тамбовчанами в магазинах федеральных торговых сетей, в связи с чем Сергей Попов предложил сотрудникам Роспотребнадзора обобщить эту информацию и предоставить ее в управление по развитию промышленности и торговли области, где проведут ряд встреч с руководителями предприятий торговли.
«В основе подобных нарушений лежит прежде всего человеческий фактор, и мы обязаны устранить его», - подчеркнул Сергей Попов.
Участники заседания также с сожалением констатировали, что в последнее время контроль за объектами сферы торговли и услуг несколько ослаб. В первую очередь это связано с тем, что согласно постановлению Правительства проверки хозяйствующих субъектов из-за сложной эпидемиологической ситуации сейчас не проводятся. Кроме того, федеральным законодательством предусмотрено, что потребитель, недовольный качеством товаров или услуг, обязан сам обратиться с претензией в адрес хозяйствующего субъекта, и только в случае если его требования будут проигнорированы, может последовать внеплановая проверка. По этой причине лишь четыре обращения тамбовчан послужили основанием для внеплановых проверок и еще восемь - для проведения административных расследований.
Порой, чтобы защитить свои права, жителям области приходится обращаться в суд. Как проинформировала Любовь Егорова, в первом полугодии 2020 года по итогам судебных заседаний в пользу потребителей было присуждено свыше восьми миллионов рублей, компенсация морального вреда составила 122 тысячи рублей. В основном в судах решались споры, возникшие в сфере розничной торговли, бытовых услуг, а также долевого строительства.
Члены координационного совета обсудили предстоящие глобальные изменения правил торговли, которые вступят в силу в будущем году. По новым правилам теперь будет работать и общепит. Они были утверждены постановлением Правительства 21 сентября. Одно из главных нововведений - дополнительные услуги предприятий общественного питания не могут быть включены в чек без согласия клиента.
Участники заседания также заслушали информацию о деятельности Банка России в сфере защиты прав потребителей. С докладом по этой теме выступила начальник юридического отдела Отделения по Тамбовской области Главного управления Банка России по ЦФО Нина Мануйлова.