В Тамбовской области подвели итоги работы сферы образования за прошедший год

Учителя особенные люди, поэтому и такое специфическое мероприятие, как итоговая коллегия управления для них праздник. Некоторые даже поздравляют друг друга – «С праздником!».

Это можно считать особенностью профессионального сознания, но если говорить конкретно об итогах прошлого года, которые подводились на заседании коллегии управления образования и науки области, то праздничный настрой вполне уместен.

Практически все целевые показатели региональных проектов, как позже подчеркнул глава администрации области Александр Никитин, достигнуты, система образования успешно справилась со всеми вызовами прошлого года. Лишним подтверждением этого может служить то, что в докладе начальника управления Татьяны Котельниковой практически нигде не встречались упоминания прошлого ковидного года: в самом деле все возникшие в связи с этим проблемы преодолены, ушли в прошлое, а образованию свойственно устремляться в будущее.

Все начинается с детского сада и школы

С давних пор повелось, мечтая о путешествии в будущее, планировать, что же такое особенно хорошее можно с собой туда захватить. Если бы в такое путешествие отправлялось тамбовское образование, то ему, наверное, надо было бы брать с собой опыт и успехи, ведь главные достижения прошлого года, как сообщила Татьяна Котельникова таковы: в рейтинге Министерства просвещения система общего и дополнительного образования области заняла седьмое место по Российской Федерации, профессиональное образование на девятом месте.

Кроме того, по итогам экспертной оценки аппарата Уполномоченного по правам ребенка в РФ Тамбовская область вошла число лидеров по качеству дошкольного образования. Значение дошкольного образования возрастает с каждым годом, и с каждым годом доступность и качество этих услуг повышается. Только в прошлом голу введено в эксплуатацию семь детских садов, отремонтировано 17, в общей сложности создано более 1100 новых мест.

Подобные меры, а также введенная по инициативе главы администрации компенсация родителям, чьи дети не смогли получить место в государственном саду и посещают частый, обеспечили доступность дошкольного образования, повысили охват его услугами — их получают более 80 процентов детей. Конечно, задачу нельзя считать решенной раз и навсегда, поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы не «снизить планку», а также максимально совершенствовать предоставляемые услуги. Многое уже сделано, например, практически каждый из новых детских садов имеет свое направление спортивное, художественное экологическое и т.д., а также служит стажировочной площадкой, где воспитатели из других детских садов получают самый новый опыт.

В области строятся не только детские сады, но и школы. В прошлом году было начато строительство школы в Умёте, завершается — в Котовске, в этом году начнется строительство в Тамбове в районе телецентра. Кроме того, на что обращает особое внимание Александр Никитин, продолжится реконструкция старых школы. В области 22 процента школьных зданий требует основательного ремонта, тогда как в целом по России этот показатель составляет 15 процентов, в ЦФО – девять. Очень важно, чтобы, как позже подчеркнул губернатор, этот ремонт был не только «внешним» — фасад, кровля и т. д.; необходимо максимально обновить техническое оснащение, чтобы у детей была возможность учиться на самом современном уровне. В этом году такой ремонт пройдет в двух тамбовских школах и одной моршанской.

Среди других задач – создание технопарка на базе лицея №14, открытие IT куба в Мичуринске, оснащение лабораторным оборудованием нескольких десятков сельских школ, ремонт спортзалов в ряде сельских школ. Конечно, все стройки, ремонты и переоснащения важны не сами по себе, а той мере, в какой способствуют улучшению качества образования. По оценке Рособрнадзора, наша область занимает шестое место по качеству общего образования; то же время показатель функциональной грамотности, то есть умения применять имеющиеся знания, пока еще отстают от передовых, но, как было отмечено, уже делается многое, чтобы он повысится.

Запрос на «человека воспитанного»

Особое внимание было обращено на воспитательную функцию образовательных учреждений. Татьяна Котельникова подчеркнула, что в обществе существует запрос на «человека воспитанного», и в тамбовской сфере образования поступили очень правильно, когда еще несколько лет назад увеличили внимание к духовно-нравственному воспитанию школьников. Теперь важным элементом воспитательной работы станут обновленные рабочие программы воспитания, которые уже прошли проверку на практике, и с 1 сентября 2021 года будут использоваться во всех учебных заведениях.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как обратил внимание начальник отдела дополнительного образования Дмитрий Трунов, призвано способствовать развитию личности на основе национальных и культурных традиций. Особую ценность имеют местные традиции, местная история, и одним из способов обратить внимание детей и подростков на прошлое родного края стал федеральный проект «Культура для школьников», в рамках которого проводится краеведческая олимпиада, одной из ее целей как раз и является побуждение прийти в музей.

Значительная часть тамбовских школьников и студентов в самом деле неравнодушны и к своему прошлому, и к людям, которые окружают их в настоящем. Как сообщила начальник отдела молодежных программ и государственной политики в сфере патриотического воспитания администрации области Ольга Негрова, целевые показатели вовлеченности молодых людей в волонтерство были превышены в полтора раза; в акции «Мы вместе» приняло участие 2,5 тысяч волонтер, они выполнили было 4,5 тысяч заявок.

Учителям стареть некогда, но молодежь нужна

Традиционно важным остается кадровый вопрос. На Тамбовщине более 15 тысяч педработников, но только 20 процентов из них моложе 35 лет. Как сказала заместитель начальника управления Лариса Голубева, в образовательных учреждениях области есть 207 вакансий, при этом в вузах и колледжах учится только 219 «целевиков». Это немного, к тому же, во-первых, образование надо получать не один год, а во–вторых, так или иначе не все целевики возвращаются туда, где их ждут. Комментируя положение дел, председатель областной Думы Евгений Матушкин предложил еще раз обдумать меры, с помощью которых можно привлечь молодых педагогов на село и «закрепить» там.

Глава администрации области Александр Никитин также остановился, в частности, на вопросах поддержки учителей, не только молодых. Он заметил, что многое зависит от позиции муниципалитетов, тем более, что одним из наиболее болезненных вопросов остается начисление стимулирующих выплат.

Глава администрации области также остановился на вопросе воспитания подрастающего поколения, обратил внимание на его тесную связь с организацией дополнительного образования, вовлечением в него максимального количества молодых людей. Если человек занят делом, нацелен на успехи, достижения, то не остается времени на разного рода деструктивные «увлечении», заметил он.

Кроме того, считает он, нужно находить новые подходы не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями, в развитии различных форм «родительского движения». Он особо отметил успех такого начинания, как «Совет отцов», действующий в Тамбовском районе, предложил шире привлекать мужчин к сотрудничеству с педагогами и школой.

Развить неожиданный эффект

Несмотря на то, что ковидный учебный год уже ушел в прошлое и ни ссылаться на него, ни «оправдываться» им тамбовские педагоги уже не собираются, какие-то его следствия будут ощущаться еще достаточно долго. По замечанию Евгения Матушкина, за время дистанционного обучения, когда дети были дома, у многих родителей изменилось отношение к учителям, к ним стали относиться с большим доверием и уважением. Теперь этот, один и из немногих положительных ковидных эффектов, надо сохранить и развить, только уже за счет собственно педагогических достижений и человеческого взаимопонимания.

Читайте также: Открылась запись в новый детский сад на севере Тамбова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*