10 декабря около 170 участников стратегической сессии «Цифровая прокачка региона» под руководством экспертов организации «Цифровая экономика» продолжили поиск решений актуальных для Тамбовщины проблем в рамках отраслевых площадок «Транспорт», «Образование» и «Городская среда». К работе каждой из них присоединился врио главы администрации области Максим Егоров. Он также внес свои предложения по обсуждаемым темам.
Привлекая финансы
Дискуссия о текущем техническом состоянии общественного транспорта, его нестабильной работе и непродуманной маршрутной сети выдалась жаркой и наиболее продолжительной из всех. Чиновниками, представителями бизнеса, общественниками было высказано немало дельных предложений, однако, как подчеркнули эксперты, в погоне за «транспортом мечты» следует учитывать региональный компонент. Спрос на пассажирские перевозки как в городах области, так и в сельских муниципалитетах по-прежнему высок, но где взять деньги на обновление автобусного парка? Участники «Цифровой прокачки» предложили несколько вариантов: федеральный кредит, профильные программы, прежде всего в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», приобретение автобусов по лизингу. До конца года в регион поступит несколько десятков пассажирских автобусов «Мосгортранса». По словам специалистов, в столице они эксплуатировались около 10-ти лет, ещё примерно два-три года могут побегать по дорогам Тамбовщины прежде чем выработают свой ресурс. Конечно, это временное решение вопроса, зато подобная отсрочка в дальнейшем позволит региону провести комплексную реформу в сфере пассажирского транспорта.
В частности, чтобы ускорить её, участники дискуссии предложили привлекать свободные средства частных лиц и представителей бизнеса, не связанных с транспортом. Для таких инвесторов создадут максимально прозрачную схему кредитования муниципальных предприятий, от вложенных средств они получат высокие дивиденды. Однако идея нашла поддержку далеко не у всех. Кто-то посчитал ее утопической, а кто-то в качестве веского аргумента привел данные статистики, которые свидетельствуют о том, что «автобусный бизнес» давно перестал приносить хорошую прибыль и предприниматели бегут из него, не желая вкладываться ни в обновление подвижного состава, ни, тем более, в его развитие. Так, в 2019 году на Тамбовщине в пассажирских перевозках было задействовано 410 единиц транспорта, в 2020-м — уже 320, а в текущем эта цифра сократилась еще. Большинство представителей муниципалитетов, выступавших на стратегической сессии, к инвестированию частными лицами данного сектора отнеслись скептически: «ну кто будет вкладывать деньги в пассажирские перевозки, если в сельских районах они повсеместно убыточные!». По мнению экспертов, напротив, это хорошая идея, но требующая доработки, тем более что обновление парка техники, и это понятно всем, не может быть при тарифе 20 рублей за поездку. Нужно либо повышать тариф до реального, либо дополнительную нагрузку примет на себя бюджет области.
Какой он — единый оператор?
Жаркие споры об участии частного капитала в развитии пассажирского транспорта плавно перетекли в уже довольно спокойную дискуссию о необходимости создания на Тамбовщине единого оператора управления транспортом, который возьмет на себя не только разработку маршрутной сети, контрольные функции, но и будет непосредственно работать с перевозчиками. В этой связи на стратегической сессии был подробно проанализирован опыт Тверской области, где длительное время ситуация с пассажирским транспортом была ничуть не лучше, чем в Тамбове. А теперь, благодаря появлению единого оператора, созданного при активном участии правительства Тверской области и инвестора, успех ООО «Транспорт Верхневолжья» гремит по всей России. В городе, а затем и в области кардинально изменилась маршрутная сеть, в пассажирских перевозках задействованы только новые автобусы, а населению предложена выгодная тарифная сетка, учитывающая в том числе степень активности пользования общественным транспортом, время в пути и поездки на дальние расстояния. Проект реализуется на условиях софинансирования, часть средств поступило по линии нацпроекта. В общей сложности до 2028 года на него будет потрачено более восьми миллиардов рублей. Аналогичную модель реформирования общественного транспорта сейчас используют в Перми, Новокузнецке, Нижнем Новгороде.
Эксперты уверены, что подобный проект прижился бы и в Тамбовской области, где потребность в нем велика, но для привлечения средств нацпроекта «Безопасные качественные дороги», необходимо все силы бросить на доработку заявки, которая сейчас в рейтинге среди субъектов РФ занимает лишь 51 место. В свою очередь представители банковского сообщества предложили при проецировании модели Тверской области на наш регион использовать длинные лизинговые схемы, рассчитанные на 5-7 лет. Это позволит не только одномоментно обновить большое количество единиц транспорта, но и снизить нагрузку на бюджет области на конкретный финансовый год. А в дальнейшем «подтянуть» на Тамбовщину средства нацпроекта.
Руководитель региона Максим Егоров поддержал идею создания единого регионального оператора, который в значительной степени позволит решить многие проблемы, что тормозят сейчас развитие общественного транспорта. «Подвижной состав нам нужно менять как можно быстрее и кардинально — техническое состояние автобусов вызывает много вопросов, как и их внешний вид. Поэтому в сложившейся ситуации стоит детально рассмотреть программы долгосрочного лизинга», — подчеркнул он.
Свои предложения — на сей раз по расширению цифровых возможностей региональной системы образования и поэтапном внедрении цифровых решений в ЖКХ — временно исполняющий обязанности главы администрации области высказал на двух других стратегических сессиях, также состоявшихся в минувшую пятницу. Пообщавшись с их участниками, Максим Егоров отметил: «Я услышал много интересных идей, которые обязательно будут реализованы в Тамбовской области. Главное — не только чиновники, но и представители бизнес-структур, перевозчики, директора школ и учительское сообщество, родители школьников, поставщики ресурсов, — все заинтересованы в прогрессивных изменениях своих сфер».