С 2010-х гг. несколько лет подряд тамбовчане довольно часто приносили в краеведческий музей старинные елочные игрушки, вспоминает заведующая отделом музея Светлана Горбунова. Связано ли это с массовыми переездами (активно шла застройка «старого центра») или с модой на «европейские» елки, украшенные в одном стиле и цвете, на которых нет места разномастным и разновозрастным шарикам, домикам, сосулькам, - никто этого не выяснял. Так или иначе, но именно в тот недолгий период коллекция музея пополнилась игрушками советского периода: картонажными, дутыми стеклянными, сборными из стекляруса и т. д. Со временем поток поступлений сократился, вероятно, многие решили, что за украшения можно выручить существенные деньги и выставляют их теперь на интернет-площадках для коллекционеров. Правда, гораздо милее выглядит версия, что владельцы игрушек просто решили не расставаться с ними и оставить на память о детстве, своем или даже родительском. А новые поступления старинных украшений все равно случаются. Буквально на днях в музей жительница Тамбова принесла советские елочные игрушки и все в хорошей сохранности.
Снежная внучка
Ватную Снегурочку, изготовленную, вероятно, в шестидесятые годы, принесли год назад. Несмотря на явные следы времени, на обороте фанерного основания фигурки сохранилась фабричная этикетка с информацией о месте изготовления - «родилась» эта Снегурочка на Воронежской фабрике игрушек.
Таких ватных Снегурочек и Дедов-Морозов в свое время было немало, и многие могут вспомнить, как в детстве подновляли такие игрушки акварельными красками, а то и подклеивали бумажным салфетками. Но, несмотря на видимую недолговечность материала, из которого они изготовлены, многие игрушки дожили до наших дней, хотя, наверное, под елку их уже вряд ли кто поставит.
А вот «дождиком», который принесла в музей тамбовский историк и краевед Вера Орлова, елку украсить было бы можно — он фактически новый. Да еще неизвестно, с каким, с современным или вот этим, старинным, елка выглядела бы наряднее. А разница между современным и музейным дождиком видна на глаз и заметна на ощупь. Современный «дождик делается из материала, который одновременно напоминает и фольгу, и целлофан, а старинный был из самой настоящей металлической фольги — вот и на упаковке значится, что изготовлен на Ленинградском заводе металлоизделий, а кроме того указано количество нитей в упаковке — пятьдесят, желающие могут пересчитать. Любопытно, что цвета — а в музей передано несколько ни разу не использованных упаковок — сильно напоминают цвета крышечек из фольги, которыми в те же советские времена закрывали бутылки с молочными продукта ми. Видно, красители были одинаковые...
На часах уже двенадцать без пяти
Сейчас дождик кажется просто непременным атрибутом новогодней елки, но так было не всегда. Если припомнить, как выглядит елка и вообще новогоднее убранство в фильме «Карнавальная ночь», то из украшений подобного рода там найдутся бусы или серпантин. А самое главное украшение — часы со стрелками, показывающими без пяти минут полночь. После этого фильма в «елочную моду» вошли игрушки, изображающие такие часы: побольше или поменьше, со «снегом» или без него. Их чаще всего вешали повыше, почти на верхушку. Кстати говоря, это не единственный случай, когда популярный кинофильм вдохновил создателей новогодних украшений: несколькими десятилетиями раньше были популярны елочные игрушки в виде воздушных гимнастов, акробатов, клоунов, появившиеся после огромного успеха фильма «Цирк». Кстати, создавались целые серии по мотивам сказок, к примеру, по «Снегурочке», «Айболиту», но, признаться, успеха часов из «Карнавальной ночи» никакие елочные игрушки, наверное, не повторили.
Но далеко не о каждой игрушке, когда-то висевшей на елке в доме бабушек или родителей, можно с уверенностью сказать, что именно она представляет. Многие из них - настоящий тренажер для ассоциативного мышления. Каждая стеклянная витушка или иная замысловатая фигура была придумана художником, и не как абстракция, а как сосулька, шишка, а то и зерно кукурузы, только волшебные и фантастические. Угадать предмет, вдохновлявший мастера, можно далеко не сразу и не с первого взгляда. Когда-то такая особенность елочных игрушек позволяла играть в простую вроде бы игру: найди игрушку на елке по ее описанию. Если речь не шла о домике, цыпленке или какой-то иной конкретной фигурке, то приходилось немало потрудиться и включить фантазию.
В стародавние времена елочные украшения начинали продавать всего недели за две до Нового года, а мест, где продавались игрушки, было немного: Детский мир да несколько промтоварных магазинов (новогодние базары устраивали не во всех).. Но, тем не менее доносить до, говоря современным языком, потенциального потребителя информацию о товарах и месте, где они есть, все равно требовалось. Одним из носителей такой информации были упаковочные пакеты. Признаться, встречались они не очень часто, но все же были — и до наших дней дошел один из таких пакетов. Сделанный из легкой оберточной бумаги, он несет на себе приглашение приобретать елочные украшения в магазине по адресу ул. К. Маркса, 142 – и знатоки истории или старожилы с хорошей памятью сразу поймут, что речь о «старом» Детском мире в доме Шоршорова.
Загляни в почтовый ящик
Неотъемлемой частью праздника были открытки. Те же самые памятливые старожилы могут порассказать, что иногда случалось, что подписанную открытку с трудом пропихивали в почтовый ящик — он был набит под завязку. Открытки покупали и отправляли десятками, так поздравляли родственников и знакомых, даже если они жили буквально на соседней улице, не говоря уж о других городах и даже странах. У Светланы Горбуновой сохранилось несколько любопытных открыток, напечатанных в восьмидесятые годы в ГДР, видимо, специально для поздравления советских граждан. Поздравительная надпись сделана на русском языке, ну а вся типографская информация — на немецком, но интересно еще и то, как совместились на европейские и советские мотивы.
Вот, к примеру, открытка с вполне традиционным для советских новогодних открыток пейзажем: Спасская башня на фоне ночного неба, Дворец Съездов, - имеющим, правда, какой-то немного сказочный характер. Вся композиция обрамлена виньеткой из сосновых лап, среди которых в одном углу вдруг обнаруживается веселенький остролист с ягодками.
Среди более ранних советских открыток, хранящихся в музее, стоит отметить черно-белую «карточку», произведенную, вероятно, какой-то фотографической артелью или мастером-одиночкой. На ней отпечатан новогодний сюжет, а в правом верхнем углу в круглом медальоне - портрет ребенка. Если присмотреться, можно рассмотреть детали карнавального костюма. Вероятно, фотограф приходил на утренник, а потом делал такие вот индивидуальные открытки. Должно быть, особенно хороши эти открытки были для поздравления бабушек, ведь никакая елка и Снегурочка не сравнятся с открыткой с изображением любимого внучка. Но открытка, принесенная в музей, осталась неподписанной. Может, мастер задержал работу, а может, какие-то иные обстоятельства вмешались, но она словно бы до сих пор ждет, пока кто-нибудь обмакнет ручку в чернильницу и выведет первые слова поздравления. И может, все наоборот, и эта открытка — привет нам из прошлого с его простыми радостями, елками, пахнущими хвоей, и самыми красивыми, пусть и ватными Снегурочками.