Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

В Тамбовском драматическом театре состоялась премьера спектакля «В ожидании тишины»

Культура
Фото: Фото Александра Устинова

В жизни Тамбовского драматического театра начался интересный период. У актёров труппы появилась реальная возможность попробовать свои силы в режиссуре. Первая половина театрального сезона познакомит тамбовскую публику с несколькими такими премьерами. Так спектакль «В ожидании тишины» стал долгожданным пополнением репертуарного списка Камерной сцены нашего драмтеатра.
Актёр Константин Карчевский уже пробовал себя в режиссуре, поставив две удачные сказки «Емелю» и «Сказку о царе Салтане». Новая работа - «В ожидании тишины» - уже для взрослого зрителя. Константин взял известную пьесу драматурга Аси Котляр «Мамки», написанную в 2015 году по горячим следам известных событий на Украине. Но это отнюдь не конъюнктурная тема схваченная автором, как горячий пирожок.
Под псевдонимом Аси Котляр вот уже свыше десяти лет создаёт свои пьесы, прозу и стихи учительница математики из Клайпеды Майя Тараховская. Но всё дело в том, что Майя Тараховская, как она пишет о себе:
«Родилась на Украине в меленьком городке Изяслав Хмельницкой области в обычной еврейской семье, где все занимались конкретными делами и осваивали или достигали высот в обычных или не совсем профессиях».
Впоследствии она перебралась и осела в литовском городе, где смогла заниматься любимыми делами: преподавать математику, играть как актриса на любительской сцене, а с 2007 года ещё и писать произведения о судьбах женщин и детей. Её сочинения имеют разные жанры, но затрагивают острые и общечеловеческие темы. И сегодня весьма популярны. Пьесы (а их у Аси Котляр тридцать) поставлены в трёхстах театрах мира. Сегодня к ним присоединился и Тамбовский драматический театр.
Так что украинские события драматургу вовсе не чужды. Жанр пьесы «Мамки» (в тамбовском варианте спектакль назван «В ожидании тишины») Ася Котляр определила как трагикомедию. И посвятила она её всем мамам, написав:
«Действие происходит в Украине. Идёт самая настоящая война и всё смешалось в этой круговерти: боль, страх, любовь, привязанности. Три женщины, три подруги сидят в погребе во время бомбёжки. Одна из них украинка, одна русская и одна еврейка. Скорее всего, так бы и остались они врагами, если бы не любовь друг к другу, к детям, которых растили вместе, к Родине. Украина - моя Родина и всё, что сейчас происходит там - страшно. Но выход, на мой взгляд, есть: просто нужно вовремя вспомнить, что все мы — люди».
А вспомнить трём главным героиням спектакля, что они не просто люди, а ещё и закадычные подруги, выросшие на одной улице и взрастившие вместе своих сыновей, в описанной драматургом ситуации иногда оказывается, ох, как не просто. Ведь у еврейки Сони (Ирина Горбацкая) сын Алекс с пятнадцати лет живёт в Израиле – уехал по программе «Наале», так как после смерти мужа она одна его не могла поднять. Сашко украинки Оксаны (Елена Кондрашкина) служит в АТО, а Наташин (Евгения Карчевская) русский Саша встал по другую сторону баррикад. И доказать друг другу: на чьей стороне сегодня правда, нет ни какой возможности. Оттого и кипят страсти в погребе под грохот канонады.
Небольшое глухое пространство Камерной сцены, где в одном из углов чёрной комнаты разворачивается действие спектакля, а на двух других третях амфитеатром размещена публика, само напоминает подвал. Так что зрители как бы оказываются с героинями в одной связке. Эффект достоверности добавляют и звуки взрывов, раздающиеся со всех сторон. Поэтому всё время в ожидании тишины находятся, без исключения, все присутствующие.
Успех нового спектакля в том, что он совсем не о политике, а в признании в любви к матерям, отдающим себя своим детям. А ещё в очень удачном выборе актрис на главные роли. Каждая из них создаёт неповторимый яркий образ, но в тоже время «никто не тянет одеяло на себя». Замечательная сыгранность, ансамблевость позволяют артисткам в конце концов довести зрителей до катарсиса.
В спектакле, как и положено в трагикомедии, сцены полные юмора соседствуют с драматическим напряжением. Ибо женщины, хотя они и разных национальностей, всё-таки по настоящему любят и дорожат друг другом. Но гражданская война, что развела сыновей-друзей по разные стороны и загнала спасающихся от жуткой бомбардировки их матерей в погреб, постоянно сталкивает женщин. А поэтому между ними то и дело и вспыхивают диалоги-выяснения: на чье же воюющей стороне правда?
Все три актрисы невероятно достоверны во время этих сцен, как и во время признания в любви к своим сыновьям. Потому что растили они их для мира, для счастья, а вовсе не для этой бессмысленной бойни. И каждый из зрителей спектакля «В ожидании тишины» должен для себя решить сам: что же в этой жизни превыше всего.
Авторы: