Это без преувеличения музыкальное чудо тихо и незаметно для жителей областного центра произошло в пространстве концертного зала краеведческого музея. В течение трёх дней здесь под руководством столичного звукорежиссёра Алексея Погарского записывалась сюита для терменвокса с оркестром в исполнении автора Олеси Ростовской и детского оркестра русских народных инструментов музыкальной школы №2 под управлением Алексея Моргунова. Три дня нелёгкой работы и магического волшебства...
В этом событии экзотично всё. И само произведение, написанное под впечатлением романа на тему китайских притч. И солирующий инструмент — терменвокс, на котором играет автор сюиты - знаменитая далеко за пределами России Олеся Ростовская руки которой рождают звуки из пространства электромагнитного поля, и сложнейшая интерпретация для оркестра народных инструментов под предводительством виртуоза балалайки, дирижёра и педагога, которому подвластны самые невероятные музыкальные чудеса, Алексея Моргунова.
Конечно, для записи своего произведения, которому предшествовали десять лет творческого поиска, Олеся Ростовская выбрала наш детский оркестр совсем не случайно. Как она призналась, в нём присутствуют и мастерство, и искренность, и умение создать настроение, заложенное в романе. Кстати, сам роман «Запахи миндаля» принадлежит перу русского писателя Сергея Георгиева, и был написан сто лет назад как своеобразная фантазия на тему китайских притч. В свою очередь сюита Олеси Ростовской, стилизованная в китайском колорите, звучит очень органично в исполнении оркестра из русских балалаек и домр. Правда, эту внутреннюю связь фольклора столь разных культур удаётся уловить далеко не каждому исполнителю, но наш детский оркестр здесь оказался на высоте.
«Конечно, всё это очень непросто. С Олесей у нас было два концерта, в Тамбове и Липецке. Но одно дело — концерт и совсем другое - запись на диск, где нельзя ошибиться, где каждая нотка должна прозвучать идеально. Это очень кропотливая работа, тем более сложная для детей, которым трудно долго усидеть на месте. А надо, потому что при записи не должно быть слышно ни малейшего постороннего шороха. Тем более, что само время записи тоже ограничено. Так что для ребят это стало хорошей школой, и они сделали это!» - не скрывает эмоций Алексей Моргунов.
Каждая минута такой профессиональной записи стоит немалых денег. Но для оркестра Тамбовской музыкальной школы №2 такая возможность выдалась совершенно бесплатно. Автору был нужен именно наш оркестр, и ради этого в Тамбов из Москвы доставили весь набор необходимой аппаратуры, а юным музыкантам оставалось только хорошо сыграть. Конечно, делалось немало дублей, и всем оркестром, и отдельными солистами даже ради отдельных нот и звуков. Но в итоге и автор, и звукорежиссёр от души благодарили оркестр за эту невероятную работу.
Впрочем, окончание записи — это только начало большого пути к слушателю. Впереди — сведение, продюсирование, художественное оформление и, наконец, издание этого уникального в своём роде альбома. Он выйдет на CD и, возможно, на виниле, дабы меломаны смогли услышать все нюансы пространственного звучания многоканальной записи, позволяющей проникнуться атмосферой фантастического Китая, выраженной через космические пасторали терменвокса и виртуозные переливы русских балалаек. Кстати, выбор музейного зала тоже был не случаен: как пояснил Алексей Моргунов, его акустика оказалась наилучшей в Тамбове для такой оркестровой записи.
Ну а для самого оркестра это оказалось ещё одним шагом на бесконечном пути к совершенству. И, наверное, в том и смысл этого пути, что у него не может быть конца, а музыкальный горизонт по-прежнему манит неосязаемыми запахами миндаля...