Имя русского писателя Сергея Сергеева-Ценского сегодня постепенно извлекают из забвения, которому он подвергся наряду с другими писателями советской поры. В бурные 90-е и в литературе налихачили много, отвергая не только словесную советскую мишуру, но и все истинные достижения русской прозы и поэзии социалистической эпохи.
В последующие десятилетия и вовсе многие российские люди перестали читать. Исчезла даже такая, чисто наша, примета, как читающие пассажиры в транспорте. Сейчас ситуация понемногу стала изменяться. У людей пытливых появился интерес к русскому слову. Это стало заметно даже по такому нюансу: в гаджетах, что держат пассажиры автобусов, появились не игры или забавные информашки, а литературные тексты.
Иной раз от знакомых я стала слышать, что им хочется услышать или прочитать по-настоящему грамотный литературный текст, «вкусить» русское слово. И люди вновь стали обращаться к великим писателям прошлого.
В ряду виртуозов русской словесности по праву можно назвать и Сергея Сергеева-Ценского. На Тамбовщине земляка, слава Богу, не забывали. Библиотеки всех городов и районов постоянно знакомят читателей с жизнью и произведениями великого писателя, проводят литературные конкурсы и викторины. Музеи организуют выставки.
В память
И в Тамбове, и в родном селе Преображенье (при рождении будущего писателя село Бабино) Рассказовского района есть улицы имени Сергея Николаевича. В областном центре установлен и памятник Сергееву-Ценскому. Он появился на одной из любимейшей горожанами улиц Тамбова — Набережной — в 1975 году. В тот год в стране широко праздновалось 100-летие со дня рождения писателя. Тамбовские органы власти также решили отметить эту дату. Но не только литературными праздниками, но и увековечиванием образа писателя в граните.
Над монументальным проектом трудились архитектор Александр Куликов и супруги-скульпторы Татьяна Вельцен и Сергей Лебедев. По замыслу мастеров, фигура писателя должна была создавать эффект мощи и широты, как и произведения самого Сергеева-Ценского. Ведь имя писателя прославили не только яркие образные рассказы и повести о жизни россиян, но более всего такие монументальные сочинения, как «Севастопольская страда» и многотомное «Преображение России».
Поэтому скульпторы высекли фигуру Сергеева-Ценского, будто вырастающую из глыбы серого гранита. В руках писателя уже написанная и изданная книга. Но взор Сергея Николаевича устремлён вдаль, как будто он вглядывается в будущее и обдумывает новые произведения.
Любимая река
То, что памятник Сергееву-Ценскому будет установлен на Набережной, было решено сразу. Ведь именно река Цна стала первым творческим вдохновителем маленького Серёжи. Когда мальчик вместе с родителями переехал в Тамбов, он с первых же дней полюбил проводить время на берегу Цны. Там, где многие десятилетия спустя и будет располагаться любимая всеми тамбовчанами прибрежная зона отдыха и улица Набережная.
Маленький Серёжа приходил на высокий берег реки с альбомом и рисовал пейзажи. Однажды услышанные частушки, которые пели парни в лодке, натолкнули мальчика на мысль: «А смог бы я сочинить что-нибудь такое же простое, складное, похожее на то, что пели парни?» Так в альбоме Серёжи вместо этюда появились робкие стихи;
Пред вечерними лучами,
У зеркального ручья
Над малютками-цветами
Льётся песня соловья.
Льётся трелью серебристой
И раскатами гремит
Над фиалкою душистой,
Над листочками ракит.
Чуть позже на вопрос отца, кем ты хочешь стать, Сергей ответил: «Художником и поэтом». Позже всё это соединится в его литературной деятельности. И родится настоящий художник русского слова — Сергей Сергеев-Ценский.
Когда в семнадцать лет он решит отнести для публикации в «Тамбовские губернские ведомости» рассказ «Кочетовская плотина», то подпишется под ним именно так — Сергеев-Ценский. Как любому пишущему, молодому человеку хотелось иметь звучную и необычную фамилию. А сколько на Руси Сергеев Сергеевых? Не счесть. Тогда-то и появилась определяющая именно его творческую личность приписка к фамилии Ценский, по имени любимой реки-вдохновителя.
Из воспоминаний
Монумент Сергееву-Ценскому поначалу планировали установить у фасада гостиницы «Тамбов». Но тут появились резонные возражения. Мол, в этом положении большое здание гостиницы будет постоянно затенять и подавлять памятник своими размерами. Вся достигнутая скульпторами монументальность сразу же нивелировалась. И тогда было решено развернуть памятник и поставить на другой стороне улицы, на высоком обрывистом берегу реки, которую так любил и воспевал писатель. Но конфигурация самого берега не устраивала создателей памятника.
И тогда началась долгая работа по облагораживанию территории. За нею и наблюдала начинающая журналистка, 19-летняя Нина Веселовская, которая в 1975 году пришла работать в газету «Коммунистический труд» (ныне «Притамбовье»).
Редакция располагалась в конце улицы Рассказовской за рекой Цной, которая была практически продолжением Коммунальной и начиналась за деревянным мостом (ныне не существует). Так что газетчики на пути в редакцию и обратно могли видеть весь подготовительный этап.
В первой половине года устроители пригнали технику, которая подсыпала землю, изменяя линию берегового подъёма. Но работы шли ни шатко ни валко. В городе в учреждениях культуры уже вовсю проходили мероприятия, посвящённые 100-летию Сергеева-Ценского, газеты публиковали статьи к юбилейной дате. И все гадали: откроют ли памятник, успеют строители или нет?
И вдруг за месяц до юбилея на Набережной развернулась бурная деятельность. И днём, и при установленных прожекторах ночью бульдозеры и люди неустанно трудились. И всё же день ото дня становилось ясно, что не успеют. Сотрудники газеты даже заключали на этот счёт пари.
Нина Веселовская работала в одном кабинете с ответственным секретарём Семёном Милосердовым. Семён Семёнович был приглашён на открытие памятника и как поэт должен был прочитать своё стихотворение.
Накануне, 29 сентября, возвращаясь в 18.00 из редакции, журналисты пошли посмотреть, на какой стадии работы. Территория вокруг будущего памятника (которого на месте к тому моменту не было) напоминала место после артобстрела. Вместо фундамента яма. И вокруг всего этого, как безумные, метались люди.
«Ой, похоже, не буду я завтра выступать», - вздохнул Семён Милосердов.
В толпе зевак Веселовская увидела и краеведа Николая Никифорова рядом с юной поэтессой Ириной Суглобовой. Ирина вынула из пальто носовой платочек и бросила его в яму под фундамент, наверное, загадав, чтобы всё окончилось благополучно.
Птенцы гнезда Ремизова
С Ириной Суглобовой Нина Веселовская познакомилась и подружилась в литературной студии при редакции «Комсомольского знамени». Её для начинающих литераторов организовал редактор газеты Георгий Ремизов. Занятия в студии вели такие профессионалы, как, к примеру, знаменитый автор «Расплаты» Александр Стрыгин и другие.
В те годы, вспоминает Веселовская, среди студийцев были Марина Кудимова, Евгений Харланов, Анатолий Косневич и многие другие, в будущем известные поэты и прозаики. На занятия к студийцам частенько захаживал и популярный краелюб-коллекционер Николай Никифоров.
Ирина Суглобова начала писать стихи со школьных лет. Любовь к литературе ей привила учительница словесности Галина Чанышева. И именно Галина Александровна посоветовала девочке записаться в литстудию, в которой помогли становлению талантливого поэта.
Здесь же Ирину приметил и знаменитый НАН. Краелюба Никифорова всегда восхищали литературные самородки, особенно прекрасного пола. Юных поэтесс Николай Алексеевич всячески опекал, водил на различные мероприятия и литературные праздники. Хрупкая девушка, пишущая трепетные стихи, не могла не взволновать сердце НАНа. И он взял над Суглобовой шефство.
Ирину и Николая Никифорова, как и всех горожан, тревожила ситуация с установкой памятника Сергееву-Ценскому. Поэтому они и пришли 29 сентября посмотреть на ход работ. И, видимо, платочек, брошенный девушкой под фундамент, сыграл свою роль.
Любопытное фото
Открытие памятника должно было состояться 12.00. Утром памятник под простынёй уже стоял на постаменте, но работы вокруг него всё ещё кипели. В 11.30 Милосердову позвонили в редакцию и спросили: готов ли он выступать?
Веселовская вспоминает, как Семён Семёнович «крякнул» в трубку «готов» и пригласил её на открытие. Когда журналисты подошли к памятнику, всё уже было обустроено. Правда, каблуки собравшихся на церемонию проваливались в мягкий асфальт. И всех смущали полудохлые цветы, которые были «высажены» на клумбах.
Но сама церемония открытия памятника прошла очень торжественно, собрав сотни горожан. После официальных речей выступили со своими стихами Семён Милосердов и Майя Румянцева.
В толпе Веселовская увидела Суглобову и Никифорова. 30 сентября пришлось на будний день, и десятиклассница Ирина должна была находиться в школе. Нина удивилась её присутствию на открытии. Ведь у девушки очень строгие родители, и они явно были бы недовольны тем, что дочь прогуляла занятия.
Оказалось, что это Никифоров уговорил Ирину прийти на мероприятие. По его мнению, поэтесса не должна пропускать открытие памятника великому писателю. Николай Алексеевич купил цветы и сказал, что Ирина будет возлагать их к памятнику. По этому случаю рано утром девушка у знакомой парикмахерши сделал «взрослую» причёску. Преображённую Суглобову Никифоров и сфотографировал в толпе во время церемонии открытия.
Эта фотография и помогла погасить гнев родителей. Правда, поначалу, когда Ирина принесла подаренный ей Никифоровым снимок, как доказательство, что она была на мероприятии, отец не узнал дочь со взрослой причёской.
Девушка кинулась к НАНу. И тот придумал, как подтвердить, что на снимке именно Суглобова. Он отыскал члена Союза писателей СССР, известного поэта Ивана Кучина, который также присутствовал на открытии памятника Сергееву-Ценскому, и попросил его письменно подтвердить, что на снимке именно Ирина и что он её видел.
Недолго думая, Иван Кучин на обороте фотографии написал экспромт:
Не солжёт моя лира,
Что Суглобова Ира,
От волнения бела,
На открытии была.
И черкнул дату: 30 сентября 1975 года.