Накануне Широкой Масленицы в Тамбовской областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина состоялась встреча из просветительского цикла истории повседневности «Карманные дневники». Она называлась «Широко живёшь, маслено ешь» и была посвящена одному из самых любимых праздников в России.
Согласно церковному календарю, в 2021 году «сыропустная» неделя началась 8 марта. Организаторы подготовили встречу на масленичную тему, чтобы гости мероприятия, послушали мнение эксперта и, возможно, провели неделю накануне Великого поста согласно народным обычаями и традициями.
Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, так и в произведениях русской классической литературы. В начале встречи ведущая «Карманных дневников» Александра Николаева рассказала о книгах знаменитых писателей XVIII – начала XX века, в которых содержатся описания её празднования. Об этом празднике в семье Татьяны Лариной писал Пушкин. О Масленице в кругосветном путешествии на фрегате «Паллада» — Гончаров. Юмористические зарисовки в прозе «сыропустной» неделе посвятили Чехов, Аверченко и Тэффи. Яркий литературный образ Масленицы создал Иван Шмелёв. Ей посвящена целая глава в романе «Лето Господне».
Специальный гость встречи, кандидат филологических наук, этнограф, сотрудник Тамбовского научно-методического центра народного творчества и досуга Людмила Евтихиева, отвечая на вопросы ведущей и зрителей, рассказала об исторических истоках Масленицы — изначально языческого праздника, связанного с проводами (даже похоронами!) холодной и жестокой зимы и встречей весеннего божества цветения и плодородия Лады.
Людмила Юрьевна отметила, что у восточных славян в древние времена этот праздник длился не одну неделю, а намного дольше, но с принятием христианства русская Масленица (Масница — у украинцев, Масленка — у белорусов) стала кратким отрезком веселья и народных гуляний между долгими периодами строгого воздержания. Каждый из семи дней Масленицы имел собственное колоритное название.
Во вторник горожане и сельские жители в Российской империи катались на тройках, к вечеру среды было необходимо приготовить все блюда на масленичный стол. Например, четверг звали «разгуляем» и он был посвящён определённым занятиям. В пятницу зятья, по традиции, приходили к тёще на блины. А воскресенье завершалось торжественными проводами Масленицы — сожжением чучела Марены (зимы) на костре.
Из числа угощений в Тамбовской губернии XIX столетия наиболее популярны были пшённые блины, овсяный кисель и гороховые колобки («комоеды»). Также на столе у представителей зажиточных слоёв присутствовали красная и чёрная икра и разнообразные сорта рыбы.
Особенным украшением встречи стали народные «масленые» песни, прозвучавшие в исполнении Ксении Житенёвой и Марии Беловой, солисток ансамбля «Пчёлка» Платоновской средней школы Рассказовского района.