Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

«Театр на стульях» Петра Куликова представил новую постановку

Культура
Фото: Виталия Полозова

На этот раз это был спектакль по пьесе американского драматурга Питера Куилтера  «Снежный вальс». Этому можно сколько угодно удивляться, но на протяжении всего лета такие спектакли двух актеров в зале областной картинной галереи стали регулярными, и каждая такая встреча становится заметным событием в культурной жизни Тамбова. А зал картинной галереи в такие вечера становится своеобразным местом притяжения любителей театра, в то время, когда другие тамбовские театры завершили сезон сейчас на каникулах. При этом каждый раз количество зрителей в выставочном зале второго этажа галереи становится все больше и по наполняемости уже может превзойти зрительный зал стационарного театра.

Конечно, присутствие всего двух актеров на сцене, где, собственно, нет никакой сцены, предполагает пьесы с ограниченным количеством персонажей. Но как оказалось, таких пьес немало и все зависит от поиска и подхода актеров к выбору репертуара. Тема взаимоотношений между людьми, их переживаний, сомнений и страстей оказывается неисчерпаемой, и актеры каждый раз находят новые повороты.

Именно таким стал спектакль «Снежный вальс», который представили  зрителям создатель театра, актер и режиссер Петр Куликов и Заслуженная артистка России Ирина Горбацкая. Но на этот раз актеры решили не погружать зрителя в драматизм происходящего, где нет хэппи-энда, а показать и даже доказать, что миром правит любовь, и побеждает оптимизм, если он есть в душе. 

В центре событий – история простых людей, живущих в сельской местности. Хоть местность и чисто американская со всеми ее бытовыми атрибутами, но люди абсолютно наши, с понятными характерами и даже непонятными скелетами в шкафу. Закоренелый холостяк Патрик, уже настолько привык к своему комфортному одиночеству, что даже не помышляет о любви. Но любовь оказывается буквально под окнами, когда по радио объявляют штормовое предупреждение о снежном буране. Джудит стучится в дверь, понимая, что до дома через поле она в такую непогоду не доберется, и начинается трогательная комичная история, вызывающая у зрителей улыбки, сочувствие и сопереживание.

Фото: Виталия Полозова

Конечно, ее появление здорово нарушает привычный комфорт и устоявшийся образ жизни Патрика. И поначалу он с нетерпением ждет окончание «гребаного бурана», что внес в его жизнь такое беспокойство. Но странная гостья со своей наивной непосредственностью и капризами постепенно вызывает все больший интерес. Зрители вместе с актерами как бы проходят все этапы психологической совместимости и зарождающейся влюбленности двух незнакомых людей, до этого вполне довольных своим одиночеством. Актеры не встают со своих стульев, только мимика, жесты и магия слова. И, кажется, они не читают текст, лежащий перед ними, а все коллизии пьесы рождаются здесь и сейчас. Так бывает, когда тема близка, и затягивает в свою магическую спираль актеров вместе со зрителями.

Многие до сих пор пытаются понять, в чем секрет обаяния этого театра на стульях. Наверно для каждого он раскрывается по-своему, но как считает Петр Куликов, такой театр дает возможность зрителям дофантазировать героев, создать «свое кино по ходу пьесы», быть сосоздателями спектакля, выстраивая собственные мизансцены и ситуации.

Вот такой удивительный эффект театра без сцены. 

Авторы: