Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

«Беспокойные люди». Вышло в свет исследование истории Церкви в советское время

Культура
Фото: Михаил Карасев

В новой книге «Беспокойные люди» (12+) Сергей Чеботарев вновь обращается к исследованию истории религиозной жизни области. Книгу составляют очерки, написанные в предыдущие годы и касающиеся существования Церкви в разные периоды советского строя. 

Известная уже особенность взгляда автора — он по-научному ровно излагает истории своих героев (и делает это в уважительной, свободной и совсем не «учёной» манере) — позволяет взглянуть на всех участников описываемых событий как на некое, пусть и странное, единство, в котором безверие, произвол, двоедушие одних способствовало живой вере и истинному, хотя и тихому героизму других.

В первой части книги рассказывается об уполномоченных по делам церкви (точное название должности менялось в течение десятилетий, но смысл оставался прежним). Кстати, должность уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР была учреждена в 1943 году и существовала до 1990 года. Уполномоченные являлись посредниками между государством и церковью. Они должны были сглаживать конфликты между властями и церковью, сдерживая одновременно религиозную активность.

Сергей Чеботарев
Фото: Михаил Карасев

Случайно или нет, но их двенадцать, что не может не вызывать ассоциаций, и прежде всего - «и идут без имени святого все двенадцать вдаль». В историческом контексте «даль» оказалась не такой уж и далекой - всего-то несколько десятилетий, но в человеческом измерении, несомненно, больше. Должность уполномоченного за эти годы и приобретала, и теряла вес, люди на должности побывали самые разные: мастера интриги и манипуляции, страстные гонители веры, жестокие бюрократы... Но наряду с этими чертами, главными для пребывания на посту, который в определенные годы был весьма значимым, почти у всех были некие другие, более человеческие качества, и объем личности, больший или меньший, который в очерках виден. Такое обстоятельство способствует возникновению хотя бы человеческого отношения к персонажам, ведь на симпатию они никак не могут рассчитывать. Рассказ о последнем из уполномоченных — Владимире Рачкове, умершем несколько лет назад, - завершается упоминанием об официальном отпевании, и эта деталь пробуждает строгую надежду на чуть более достойное продолжение судьбы каждого из двенадцати, в посмертии. 

Презентация книги
Фото: Михаил Карасев

Пребывание на тамбовской кафедре архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, а также деятельность сменившего его арх.Иоасафа.— вторая большая тема книги. Важно, что автор остается историком и исследователем, несмотря на опасность перейти от исторических очерков к житийной литературе. Человеческие черты личности святителя (из которого более или менее успешно пытаются сделать еще один «тамбовский бренд») позволяют увидеть его в живой многомерности, без поспешного брендового обронзовения, с эгоизмом и наивностью, которые, возможно, всего лишь проявления преданности одной и той же единой Любви всей его жизни. И все же, какие бы «неканоничные» черты не обнаружились в облике арх. Луки, читатель заранее к нему расположен, и это расположение своего рода константа. В очерке же об арх. Иосафе автору удается передать эмоциональную историю, в которой деяния и недеяния «красного архиерея», независимо от его воли, служили благу Церкви. Если смотреть под таким углом зрения, то факт, что следующим тамбовским архиереем стал блестящий проповедник, ученый и, главное, глубоко верующий Михаил Чуб, вполне можно поименовать промыслительным.

Открытие памятника Архиепискому Луке. Тамбов, 2024
Фото: Павел Васильев

...В то время, пока люди, облеченные разного рода статусами, хоть в чиновничьей, хоть в церковной иерархии, писали историю Церкви, эта же история воплощалась в судьбах безвестных крестьян, горожан, священников, которые оказались неспособны идти на компромиссы, не смогли ради собственного благополучия или покоя отказаться от заповеданного Христом. Наверняка никакому самому тщательному исследователю не перечислить всех, не рассказать о каждой судьбе, но даже те истории, которые обретают известность, какое великое множество людей поступили просто по совести, совершив тем самым тихий подвиг исповедничества.

— Спасибо Вам, беспокойные люди, милостивые и кроткие. Чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды, изгнанные Ее ради. Претерпевшие поношения и злословимые от своих современников и даже единоверных братий. Это Вы, маленькие и незаметные, вместе со Христом не лукавством, а Правдой и подвигом, вновь и вновь умирая, спасали Церковь, ее Миссию и ее Достоинство перед лицом безбожного мира,

— пишет автор.

Множество малых и незаметных — это и есть Церковь, и сейчас, когда они завершили свой земной путь, - для них она уже торжествующая на Небесах. 

Скажу старинными словами, потому что современные слишком просты: трепетом исполняется душа, едва подумаешь, сколько неведомых праведников хранило завет Христов и, может быть, молитвенным заступничеством хранит по сей день. 

Времена сейчас трудные. Может, по тем молитвам еще и стоит мир. И продолжается история, а мы читаем книги по истории, чтобы чему-то научиться или не научиться ничему.

Авторы: