Почти две недели продолжался этот театральный марафон, наполненный волнениями для актеров, кропотливой работой для жюри и радостным предвкушением для зрителей. Ведь никогда не знаешь заранее, что тебя ждет после того, как поднимется занавес. Потому что даже название пьесы и имя автора может вовсе не являться гарантией изменчивого успеха. Но в этом и состоит интрига живого театра, ради которого зрители, оставив все дела, снова спешат в знакомый зал тамбовской «молодежки». А бессменный председатель жюри, заведующий кабинетом критики Союза театральных деятелей России Элеонора Макарова признается, что тамбовский фестиваль «Виват, Театр!» стал для нее неотъемлемой частью жизни, как и наш уютный и гостеприимный город. Но, а театры-участники каждый раз заново открывают его для себя – и город, и фестиваль.
Обычно на церемонии закрытия подводятся итоги и раздаются награды. Но наш фестиваль и здесь по-своему уникален. Здесь нет жестких номинаций, а работа жюри не заканчивается с завершением фестиваля. А потому было решено определить номинации и победителей в них в течение десяти дней после закрытия. Шутка ли дело – оценить надо 28 спектаклей театров хороших и разных. Ведь «Виват, Театр!» объединяет коллективы от известных профессиональных до студенческих и школьных. Но, а церемония закрытия превратилась в дружеский праздник, где люди расстаются в надежде встретиться вновь.


Конечно, выделить наиболее яркие спектакли и коллективы – вещь действительно непростая. А открывавший фестиваль Московский театр «На Трубной» своим спектаклем «Однажды» задал невероятно высокую планку. Правда, кто-то может утверждать, что у разных театров разные стили, а значит, и планки тоже могут быть разные. И фестиваль показал, как эти стили и подходы конкурируют в наше время. А потому даже спектакль знаменитого театра имени Ермоловой «Мещане» по пьесе Максима Горького может показаться слишком традиционным и слишком простым по своему замыслу, несмотря на прекрасную игру известных актеров. И здесь дело, наверное, не в актерах, и даже не в режиссере, а в самой пьесе Горького. Хотя при этом произведения Александра Островского, например, остаются по-прежнему злободневными и с этим вряд ли можно поспорить.


Нынешний фестиваль был посвящен 80-летию Великой Победы, и это, конечно, нашло свое отражение в программе театрального форума. И опять же – разные театры и разные подходы. Трагедия блокадного Ленинграда, по-своему отраженная в спектакле Рязанского ТЮЗа «Белые кораблики» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» и в спектакле Арзамасского театра драмы «Доля ангелов». А спектакль Московского театра-студии Всеволода Шиловского по современной пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня» невольно заставляет сравнивать с произведением Бориса Васильева «А зори здесь тихие», созданным почти 60 лет назад. И там, и там несколько девушек во главе с командиром уходят на смертельный бой с врагом. Но если у Бориса Васильева каждое слово, и каждый эпизод бьет в самую точку, то в спектакле по пьесе современного автора невольно возникают вопросы по логике сюжета. И причина здесь, наверно в том, что произведения в 60-е годы были написаны авторами, знавшими ту войну не понаслышке. И жили люди, прошедшие ту войну, память о которой была еще свежа. И здесь спектакль Тамбовского молодежного театра «Завтра была война» по повести того же Бориса Васильева, на мой взгляд, оказывается не только невероятно убедительным, но и очень актуальным по замыслу режиссера.
Фестиваль завершен, но театральная жизнь продолжается со своими дискуссиями, оценками и поисками истины. Вечное движение от встречи к встрече…


