Этот совсем не праздный вопрос уже давно задают многие жители областного центра. Нельзя сказать, что зима в Тамбов приходит неожиданно. Нет, городские коммунальные службы о ней знают, ее ждут и к ней готовятся заблаговременно, чтобы встретить во всеоружии. Приводятся в боевое состояние дорожные снегоуборочные машины, пескоразбрасыватели и заготавливаются десятки тонн волшебного вещества под названием пескосоляная смесь, которое должно превращать снег и лед в «абразивную субстанцию», не позволяющую шинам скользить, а людям падать.
Но люди, однако часто очень недовольны, что вместо спасительной субстанции, пресловутая пескосоляная смесь превращает дороги и тротуары в сплошное грязное месиво, на котором с не меньшим успехом можно упасть, причем в прямом смысле «в грязь лицом». Это, не говоря уже о неэстетичном облике улиц, порче обуви и экологических последствиях проникновения остатков смеси в почву.
Так что же со всем этим делать и как найти оптимальный способ и улицы ото льда и снега убрать, и обувь, а также хорошее настроение горожан сохранить? На самом деле, зимняя уборка улиц — дело совсем не простое. Как пояснили в МБУ «Спецдорсервис» уборка улиц ведется в соответствии с определенными технологиями и на основе федеральных и региональных нормативных актов. Технологии эти требуют быть постоянно начеку и следить за погодой. То есть работать даже не только, когда снег уже выпал, а на опережение. Для этого уже накануне снегопада улицы должны быть обработаны реагентом, чтобы затем легче убрать снег и не допустить обледенения дорог и тротуаров.
А для того, чтобы город жил, сотрудники предприятия трудятся в две смены днем и ночью, а на улицы Тамбова в каждую из смен выходит около сотни единиц техники. На первый взгляд, это может показаться солидной цифрой, но как признался заместитель директора «Спецдорсервиса» Андрей Юрин, на нынешний момент Тамбов обеспечен такой техникой лишь на половину своих потребностей, и это учитывая, что 80 процентов машин изношены почти полностью.
Тем не менее работа по уборке ведется весьма оперативно и ее объемы действительно поражают — только по состоянию на середину января с городских улиц вывезено более 40 тысяч кубометров снега на специально отведённый для этого полигон. Безусловно, в первую очередь убираются магистрали, по которым ходит общественный транспорт, а затем без внимания не остаются и так называемые «поперечные» улицы. При этом сотрудники «Спецдорсервиса» готовы реагировать в самом оперативном режиме на пожелания горожан по горячему телефону 53-27-92.
Ну а главным средством борьбы с обледенением в нашем славном городе по-прежнему остается пескосоляная смесь, которой уже в этом году высыпано на улицы более пятнадцати тысяч тонн, а до конца сезона эта цифра может достичь 35 тысяч тонн. Ведь площадь обработки этим реагентом в городе составляет более 1,6 миллиона квадратных метров, включая дороги, тротуары, остановки общественного транспорта и подходы к пешеходным переходам. Правда, сюда не входят тротуары на второстепенных «поперечных» улицах, да и то по причине невозможности использования там соответствующей техники — слишком узки эти тротуары. Другое дело, что жители этих улиц порой даже радуются, что к ним не дотянулась рука коммунальщиков с пескосоляной смесью и тротуар остался чистым.
Однако бороться со снегом и льдом все равно надо. Особенно в условиях нашей зимы, когда температура часто переходит через нулевую отметку туда и обратно. В результате подтаявший снег превращается в лед со всеми вытекающими последствиями.
- Да, пескосоляная смесь - вовсе не идеальная панацея от обледенения улиц и за ее эффект приходится терпеть неудобства. Но в данном случае речь идет о безопасности на дорогах и тротуарах, а эта безопасность является для нас главным приоритетом. И здесь третьего просто не дано!, - уверен Андрей Юрин.
Иначе говоря, из множества зол приходится выбирать наименьшее. Конечно, существуют на свете и другие реагенты, но исходя из цены, экологичности и условий хранения, практика показала, что пескосоляная смесь оказывается по мнению коммунальщиков наиболее приемлемым для Тамбова противогололедным материалом. Альтернативы ей, конечно, были и есть. Например, гранитная или мраморная крошка, применяемая в североевропейских странах, которая дает хороший абразивный эффект и не создает грязи. Но дело здесь прямиком упирается как в цену вопроса, так и особенности езды по таким дорогам, к чему водителям надо специально привыкать.
Другое известное средство — это жидкие реагенты. Про активную химию не стоит даже говорить из-за ее вреда экологии и людям. Но существуют жидкие природные рассолы на основе безопасных хлоридов, как и пескосоляная смесь. Однако для того, чтобы перейти на применение таких рассолов надо будет полностью модернизировать наше предприятие. То есть закупить новую спецтехнику для распределения жидких реагентов, построить емкости-хранилища для них и обеспечить доставку, так как в нашей области и ближайших к ней регионах природные рассолы не добываются. При этом стоимость обработки ими дорог и тротуаров почти в пять раз превышает стоимость использования пескосоляной смеси. Может ли себе позволить в нынешних условиях эту роскошь бюджет Тамбова – вопрос сакраментальный.
А потому заготовка этого средства спасения ото льда наших тротуаров и дорог — предмет особой заботы предприятия. Готовится эта смесь на специальной площадке, обычно она 15-процентная, но при морозе крепче 15 градусов приходится смешивать с песком уже 30 процентов соли. И хотя это всего лишь песок и обычная соль, но как заверил Андрей Юрин, по весне остатки смеси дорожники с улиц города уберут ради сохранения нашей экологии.
Впрочем, часть горожан предлагают самый простой и радикальный способ сохранения в городе зимней белоснежной чистоты — вообще ничем не посыпать тротуары, оставляя там просто притоптанный снег. И здесь, как говорится, лучше все-таки проверить, чем поверить...