Тамбовчан приглашают принять участие в интерактивном опросе, посвящённом актуальным проблемам современной медицины и Всемирному дню безопасности пациента, который отмечается 17 сентября. Ссылку на опрос можно найти на официальных сайтах Национального института качества Росздравнадзора, Министерства здравоохранения России и ряда региональных медицинских учреждений.
Целая просветительская кампания по актуальным вопросам безопасной медицины запланирована в рамках Всемирного дня безопасности пациента. К акциям присоединятся и тамбовские медики.
С чего всё началось
В мае 2019 года на Всемирной ассамблее здравоохранения принцип безопасности пациентов был объявлен приоритетом современной медицины, и принята резолюция «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов». Тогда-то в первый раз и была отмечена эта дата. Особую актуальность тема безопасной медицины, конечно, приобрела в период пандемии. Впрочем, всегда считалось, что каждый этап оказания медицинской помощи, любая манипуляция, любое вмешательство, даже проведённое по всем правилам и с соблюдением всех норм и требований, имеет определённую долю риска. Медицина относится к сфере деятельности повышенного риска, считают специалисты.
А под безопасностью пациентов понимается, прежде всего, предотвращение ошибок при оказании медицинской помощи и снижение до приемлемого минимума риска неблагоприятных событий, связанных с оказанием медпомощи. В России в 2019 году в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведено около пяти тысяч проверок, в ходе которых выявлено более трёх тысяч случаев нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья. По мнению профессионалов, почти половину неблагоприятных случаев, в результате которых был причинён вред больному, возможно предотвратить. Поэтому целью Всемирного дня безопасности пациента, по мнению его инициаторов, является повышение уровня информированности населения по вопросам безопасной медицины, обеспечение безопасности пациентов при оказании им медицинской помощи.
Слагаемые безопасности
Что же именно под безопасностью пациентов понимается в конкретном медицинском учреждении, за счёт чего она повышается, мы узнали, побывав в городской клинической больнице №3 Тамбова.
«Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий. Для обеспечения безопасности медицинской помощи важно наличие компетентного, квалифицированного, заинтересованного медицинского персонала и создание условий для вовлечения пациентов в процесс лечения. Они должны быть в полной мере проинформированы о состоянии здоровья, о предстоящих медицинских манипуляциях, хирургических вмешательствах, возможных последствиях лечебного процесса и принимать участие в обсуждении тактик лечения. А в медицинской профессиональной среде необходимо формировать атмосферу открытости и прозрачности обсуждений хода лечения того или иного больного, открытого анализа ошибок медперсонала не с целью наказать виновного, а чтобы предотвратить, снизить риск возникновения нежелательных последствий», - пояснил главный врач больницы Александр Баранов.
В учреждении ведётся планомерная работа по обеспечению безопасности пациентов. В корпусах сделано всё для безопасного нахождения и перемещения людей с ограниченными возможностями здоровья. С персоналом регулярно проводятся мастер-классы, лекции на темы медицинской безопасности.
«По мнению специалистов, снижение уровня распространённости внутрибольничных инфекций на 55 процентов связано исключительно с соблюдением элементарных правил гигиены рук медицинского персонала. Обновляются знания работников и по вопросам безопасности при переливании крови, использовании лучевых методов диагностики. В безопасной медицине важный пункт — организовать правильный уход за пациентом», - рассказывает главная медицинская сестра больницы Елена Булыгина.
Отдельная и важная тема - создание безопасных условий в приёмном отделении. В больнице работают над грамотным распределением потока больных, чтобы своевременно оказать экстренную квалифицированную помощь в зависимости от тяжести состояния больного.
Всемирный день безопасности пациента — ещё один повод обновить знания персонала и пообщаться с пациентами на актуальные темы современного здравоохранения. Так в преддверии этой даты в стационаре и в поликлинике с врачами и медсёстрами проведут образовательные лекции. Не забудут и про пациентов. Медицинские работники пообщаются с людьми на «зелёных площадках». Принять участие в опросе по проблемам безопасной медицины можно и пройдя по ссылке, размещённой на официальном сайте больницы. А непосредственно в День безопасности пациента в холле главного корпуса третьей больницы пройдёт презентация фильма на тему безопасной медицины, всем раздадут буклеты-памятки о том, что надо знать пациенту, отправляясь в поликлинику или при оформлении на госпитализацию.
Всё, что надо знать пациентам
В первую очередь надо знать, что обязательным условием предоставления медицинской помощи является согласие пациента. Чтобы повысить безопасность помощи, пациент должен дать полную информацию о своём состоянии и не стесняться задавать лечащему врачу самые разные вопросы, чтобы в свою очередь также получить исчерпывающую информацию о своём состоянии, планируемом лечении, о его прогнозе, обсудить альтернативные варианты. Пациенту даже рекомендуется искать другие мнения по предстоящему лечению, но потом полученную информацию обсудить с лечащим врачом, который обязан проинформировать больного о смысле предстоящей процедуры, операции, о возможных осложнениях, а также о последствиях в случае отказа от медицинской помощи.
Важно дать врачу полную информацию о принимаемых лекарствах, реакции организма на препараты, а при выписке новых – обязательно уточнить как их принимать, в какой дозировке, как долго и спросить о побочных эффектах.
Отправляясь на амбулаторный приём, все вопросы, которые хотите задать врачу, лучше записать. И рекомендации тоже записывайте. Обязательно спросите о дополнительных исследованиях и не стесняйтесь говорить о малейших изменениях в своём состоянии.
Несомненно, знания по безопасной медицине нужны и пациентам, и медицинским работникам. Не случайно один из девизов Дня безопасности пациента звучит так: «Культура безопасности пациентов – ответственность каждого!»