Тридцать коров симментальской и казахской белоголовой пород вольготно чувствуют себя в хозяйстве знаменского фермера Александра Павлова. К нестабильным погодным условиям нынешней зимы и обилию снега они адаптировались быстро. К выбору поголовья глава КФХ подошел ответственно, так как намеревался круглый год содержать их под открытым небом. Запланированное реализовал. «Зимних квартир» для нетелей на ферме в селе Царевка не предусмотрено, из всех удобств – трехстенный навес длинной в сорок метров, под которым животные обычно пережидают непогоду.
«Симменталки» и «казахи»
«Такое ощущение, что у коров есть свой внутренний барометр: они заранее чувствуют любое изменение погоды. Особенно восприимчивы к осадкам, ветру — сразу же прячутся под крышу», — отмечает Александр Васильевич. — Лучше всяких синоптиков».
Ну а в погожий день к своему временному убежищу интереса они не проявляют: часами подставляют свои бока солнцу и всматриваются в заснеженные поля, прерываясь лишь на завтрак, обед и ужин. Приемы пищи, а при составлении рациона, безусловно, учитывается сезонность, буренки не пропускают — зима, сейчас энергии им нужно как никогда много.
Когда Александр только планировал заняться фермерством, из нескольких направлений деятельности он выбрал то, что ему было особенно по сердцу — мясное животноводство. Трудности его не пугали, как и то, что единомышленников на Тамбовщине у него, в принципе, мало. Молочное животноводство развито в регионе куда больше, и интерес к нему «подогревается» разными способами, в том числе и недавно прошедшей «Школой фермера». Для «мясников» такой хотя бы информационно-методической поддержки пока не предусмотрено, поэтому Павлову пришлось во всех тонкостях направления разбираться самому. Причем задолго до официального оформления КФХ. Так, осенью 2017 года, понимая, что имеющихся знаний недостаточно, будущий фермер прошел конкурсный отбор и в течение двух месяцев обучался на животноводческой ферме агропромышленного холдинга «Мираторг» в Брянской области. Поднаторел в теории, получил практические навыки по полному циклу производства мяса «от теленка до прилавка».
Примерно тогда же Павлов окончательно определил для себя, что на его ферме будет использоваться беспривязное содержание КРС, предусматривающее свободный выпас. Это позволяет разместить на той же площади на 30 процентов голов скота больше по сравнению с привязным способом разведения. Породы коров Павлов выбирал, ориентируясь на пастбищное содержание и в зимний период. Остановился на симментальской и казахской белоголовой. В отличие от первой вторая на Тамбовщине на сегодняшний день практически не представлена.
«Казахская белоголовая оптимальна для пастбищ. Коровы неприхотливы к еде, прекрасно переносят как жару, так и холод, длинная густая шерсть и толстый жировой слой отлично защищает их от морозов. Молодняк у них скороспелый, а качество мяса, по оценке специалистов, отменное — сочное, мраморное, в меру жирное. Такое всегда будет в цене», — знакомит с породой начинающий фермер.
Нетелей Павлов приобрел в конце лета прошлого года, и как только они прошли необходимый карантин, сразу же были переведены на пастбище, где их рацион состоял из разнотравья.
«Серьезных проблем и тогда не доставляли, и сейчас, зимой. А с мелкими проблемами – куда же без них — я справился относительно легко благодаря накопленным знаниям и опыту, полученному во время стажировки в холдинге», – признается Павлов.
Пока что «симменталок» и «казахов» в хозяйстве поровну, но скорее всего такое равенство — явление временное. В процессе роста поголовья на ферме будут тщательно анализировать привесы каждого животного, его плодовитость и прочие характеристики, имеющие значение при разведении.
На средства «Агростартапа»
К фермерству Александр пришел не сразу, хотя пример отца, несколько десятилетий занимавшегося растениеводством, будучи главой КФХ, всегда был перед глазами. Помогая ему, он не только обогатил свой багаж знаний, проникся этой профессией, но и понял насколько она тяжела. Поэтому до поры до времени не решался выбрать для себя этот путь, и работал в коммерческих структурах. Но аграрная отрасль манила, перспектив для развития было много, как и незанятых ниш, и Александр с головой ушел в аграрный бизнес, отказавшись от прежней рутинной работы.
«Начать свое дело мне было проще, чем другим, – не скрывает потомственный фермер. – У нашей семьи находились в собственности здание коровника, кормоцех, земля. Имея такую базу, я и занялся мясным животноводством».
Однако наличие подобного «стартового капитала» вовсе не означает, что путь Александра в профессию был прост и безмятежен. Чтобы приобрести поголовье, нужны были немалые средства и единственный шанс получить их — это воспользоваться существующими мерами господдержки. Павлов трижды участвовал в программе «Агростарап» и только в 2021 году его бизнес-план получил грант в размере пяти миллионов рублей. На эти средства помимо племенного поголовья он планировал приобрести трактор МТЗ, сенокосилку и пресс-подборщик для заготовки кормов, но, когда дошло до дела, оказалось, что цены на все взлетели и вместо 550 тысяч собственных средств, предусмотренных бизнес-проектом, он потратил много больше. Между тем, о понесенных расходах Александр не жалеет — теперь его ферма укомплектована всем необходимым. Пришлось потратиться и на электропастуха, и на видеонаблюдение, и на ветеринаров, заботясь о здоровье животных, которые готовятся к отелу. Своего ветврача на ферме нет, приходится всякий раз приглашать со стороны, а это дополнительные затраты.
«При пастбищном разведении КРС необходимо, чтобы на каждое животное в среднем приходилось по два гектара. Это требование у меня соблюдается. Я арендую 120 гектаров земли — хватает на то, чтобы обеспечить полноценный выгул, и на создание собственной кормовой базы», – уточняет глава КФХ.
Заготовкой сена он занялся заблаговременно, еще не имея на тот момент коров. В итоге сейчас хозяйство полностью обеспечено ячменной соломой, которая в равной степени идет как на корм скоту, так и в качестве подстилки, а сена, состоящего из разнотравья и овса, запасено аж шестьсот тюков по 350 килограммов в каждом. На корм скоту идет также ячмень и пшеница, выращенные в КФХ. По словам Александра Павлова, корма используются сезонные. В зимний период — это сено, солома, в ежедневном рационе присутствует также комбикорм, пока работал сахарный завод, давали жом. Так что буренки довольны. Ну а летом основное их меню, конечно, состоит из зеленой травы, которой на здешних лугах в достатке. Несмотря на это, в текущем году фермер планирует улучшить ее качественный и видовой состав, разбавив имеющееся разнотравие окультуренными растениями.
Заглядывая в будущее
Первые отёлы ожидают на ферме в мае и июне. Согласно бизнес-плана в конце года в КФХ помимо 30 взрослых особей должно содержаться 24 теленка. Как будет на самом деле- покажет время. В дальнейшем Павлов, постепенно развивая свое хозяйство, намерен довести поголовье до 150 коров, каждая из которых будет «рабочей».
«Сейчас нет необходимости искать буренкам подходящую по параметрам пару, заводить быков. Я — за технологии, поэтому планирую использовать искусственное осеменение. В нынешних условиях оно наиболее эффективно», – говорит фермер.
Он верит в лучшее, однако прекрасно понимает, что его ждет на пути еще немало трудностей и сделать КФХ по-настоящему рентабельным будет очень непросто. Особенно, учитывая, что мясное животноводство — априори направление с отсроченной прибылью. «В ближайшие пять лет вряд ли можно рассчитывать на нее», – убежден Павлов. В своих рассуждениях он опирается на свои знания и опыт крепких КФХ, работающих по данному профилю.
Проблемы с реализацией мяса тоже заставляют многих фермеров перепрофилироваться. Никто не хочет отдавать его за бесценок перекупщикам, однако для тех, кто не обладает организаторскими способностями, пробивным характером, не умеет правильно подать свой товар, порой это единственный выход. Павлов, безусловно, не хочет идти по этому пути. Первая реализация мяса в хозяйстве запланирована на 2024 год, поэтому еще есть время найти выгодные каналы поставок. Кое-какие задумки на этот счет у Александра уже есть.
«К сожалению, у нас в стране для фермеров не выстроен поэтапный процесс «от теленка до прилавка», на каждом из этапов которого задействованы профессионалы. Чтобы получить результат, да и то он не гарантирован, им приходится всё делать самим — быть пастухами и трактористами, растениеводами, торговыми представителями, менеджерами», – констатирует Павлов-младший.
Он уже стал частью этого процесса и знает, о чем говорит. А потому, чтобы хозяйство развивалось, оно должно быть многопрофильным. Главе КФХ интересны и птицеводство, и свиноводство, но расширить свой бизнес в перспективе он планирует прежде всего за счет овцеводства. Принцип содержания баранов аналогичен КРС, на пастбище они могут находиться одновременно, а вот кормовую базу придется в таком случае увеличивать количественно и улучшать качественно. Тогда у хозяйства есть все шансы выстоять в существующих экономических реалиях.