У этой выставки действительно нет названия. Впервые за 22 года своего многообразного и беспокойного существования арт-проект «Новая галерея» представил экспозицию, где художники не были озадачены какой-то одной темой или направлением. То есть, каждый смог представить свои работы исключительно на свой вкус и настроение. А вместе получился удивительный калейдоскоп самых разных эмоций, взглядов и ракурсов, отразившихся на 50 полотнах, представленных 21 художником. Калейдоскоп получил наименование «Без названия». Почему так?
- Эти работы, присланные художниками из разных городов, оказались настолько яркими, выразительными и самодостаточными в своей концепции, что объединить их каким-то всеохватывающим названием оказалось просто невозможно. Но при этом их роднит настроение времени, по которому прослеживаются основные тренды сегодняшней жизни. Художники – не политики и не историки, но, пожалуй, они лучше всех могут почувствовать и передать эти ощущения, которые, будто стеклышки в калейдоскопе, открывают новые, не увиденные грани мира, - считает арт-директор «Новой галереи» Ирина Бирюкова.
Кстати, подобрать из множества картин работы для такой экспозиции – дело совсем не простое, как призналась Ирина, только на размещение картин в галерее понадобилось больше недели, чтобы картины «говорили» друг с другом, сочетались красками, и каждая была видна в самом выгодном свете. На этот раз участниками выставки стали больше двух десятков художников из Владимира, Липецка, Нижнего Тагила и Тамбова.
Что и говорить, за свою не очень долгую историю «Новая галерея» заслужила свой авторитет среди мастеров кисти и мастихина практически всей России. А сама церемония открытия выставок стала своеобразным клубом общения, объединяющим людей творческих и просто неравнодушных к искусству. Тем более, что нынешняя экспозиция впервые прошла в оффлайн формате после долгих двух лет пандемии и связанных с ней противоэпидемических ограничений.
За это время многое произошло. И представленные картины оказались подсознательными стоп-кадрами воспоминаний, настроений, впечатлений, и даже предзнаменований. Что-то сдвинулось в этом мире. И может потому раздумия Бориса Ткачева на тему судьбы обрели контур яркой бабочки всевидящего павлиньего глаза, что без страха устремилась на человеческую ладонь, обратившись к ее главной линии, ведущей в будущее.
А на полотнах одного из лидеров тамбовского авангарда Алексея Медведева белеют паруса яхт, покачивающихся у причала далекой безмятежной Черногории. И алеют разбросанные на прибрежной гальке гранаты, а вдали синеет бескрайнее море с теряющимися в солнечном мареве треугольными парусами. Но это не впечатление от счастливого отпуска, а больше – ностальгия по чему-то безвозвратно ушедшему за знойный горизонт времени. И уж совсем шокирующе выглядят чайки, хищно хватающие на лету дольки солнца ярко-оранжевых мандаринов.
И нет ответа на вечный вопрос «Кому повезет?» на одном из полотен Ирины Бирюковой, где в дрожащей прозрачности воздуха падают в неизвестность разноцветные игральные кубики с магическими точками от одного до шести…
Время беспощадно и мимолетно. Но его можно не только остановить взмахом кисти, но и раскрасить размышлениями возле картин. Как зыбкое и постоянно меняющееся море, откуда нельзя взять с собой в качестве сувенира на память красивую волну…
Читайте также: Художник Борис Ткачев: «Хочется попробовать себя во многом»