Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

В творческом объединении «Теремок» в Тамбове более пятидесяти лет обучают детей профессии актёра-кукловода

Общество
Фото: Павел Васильев

Женя, Маша, Саша, Коля, мистер Ква-ква, клоун Вася, Чеширский Кот и много-много кто ещё живёт в «Теремке». А сам «Теремок» когда-то поселился во Дворце пионеров, так когда-то назывался нынешний областной Центр развития творчества детей и юношества в Тамбове на Набережной. Так называется творческое объединение — театр кукол, где играют дети.

Пролог. Чудеса из «Теремка»

...Международный день кукольника отмечается 21 марта. Накануне мы решили побывать в «Теремке», где играют дети. «Какую вам историю интересную рассказать?» — задумывается Кира, которую на самом деле зовут Катей, говорит она: «Моя любимая кукла — вот этот Слонёнок». «А у меня Хавронья!» — подключается к беседе другая Катя, помладше. Каких кукол тут только нет! И Мартышка, и Лёва, и весёлая Обезьянка, и серьёзный Крокодил, и Удав, и Ковбой. А это Алиса из «Страны чудес», пытаюсь её поднять и понимаю, что кукла очень тяжёлая даже для взрослого, а тут дети не просто держат кукол, а разыгрывают спектакли, помогают кукле «ожить». Оказалось, самые тяжёлые куклы — тростевые. Одной куклой может управлять не один артист, а двое или даже шестеро. Один — отвечает за голову, а другие — за руки и ноги. Ещё в детском театре кукол есть планшетные, перчаточные, пятачковые. Именно на пятачковых дети-новички и начинают учиться управлять куклами. Почему? Потому эти куклы легче.

Фото: Павел Васильев

Действие II. Секреты мастерства

«Этот Лисёнок на палочке и есть пятачковая кукла. Он из спектакля «Кот-Гусляр», который был впервые поставлен в Тамбовском театре кукол в 1936 году, а у нас он был показан в 1975-м. До сих пор он для детей является учебным. Мы на нём учимся профессии актёра-кукловода. Работаем по программе «Люди. Руки. Куклы», она рассчитана на восемь лет. Это только кажется, что легко водить куклу. Важно удержать положение руки относительно ширмы, это называется — держать уровень пола. В течение пяти, а то и десяти минут надо держать куклу и не опускать рук, для этого надо тренироваться. Для кукольников разработан свой комплекс упражнений, как, например, для балерин, музыкантов. Когда приходит ребёнок на первые занятия, мы начинаем с техники кукловождения, отрабатываем физические движения куклы, а затем накладываем голос, озвучиваем персонажа. Артист театра кукол должен быть и артистичным, и физически крепким»,— говорит педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения — театр кукол «Теремок» Ольга Нестюрина.

Ольга Викторовна стала руководителем театра кукол в 1995 году и уже выпустила не одно поколение детей, с любовью подходит к каждой постановке, с индивидуальным подходом — к каждому ребёнку.

Ольга Нестюрина
Фото: Павел Васильев

Конечно же, в «Теремке» учат не только актёрскому мастерству, есть в детском театре кукол школа начинающего ведущего, где дети учатся организовывать таких же детей в интересные игры, проводить викторины, досуговые программы от «весёлых стартов» до «литературной гостиной». И, конечно же, учатся общению с куклой, своим главным партнёром. Куклы в «Теремке» — интересные, каждая — со своей историей. Многие её ведут с года основания театра. С тех времён куклы не раз реставрировались, переделывались, приобретали другой облик, нужный для новой постановки.

«Но со временем куклы распадаются, внутри них — поролон. Если голова такой куклы пригодна, то мы её используем, как составную часть другой. Тамбовский областной театр кукол, с которым мы дружим, нам дарил своих кукол, мы их адаптировали для наших спектаклей. Специально бутафора у нас нет, есть работники центра, умеющие реставрировать кукол. Сейчас у нас насчитывается около 50 кукол», — говорит Ольга Нестюрина.

Действие II. История и традиции

Началась история «Теремка» с 1969 года. Именно так назвали образовавшийся театр кукол дети, которые пришли заниматься в Дом пионеров на Набережной. Хотя первые упоминания о детском театре в Доме творчества датируются 1958 годом. Театр кукол для детей основала актриса Тамбовского театра кукол Тамара Михайловна Хомуткова, она была и режиссёром, и бутафором, сама шила кукол.

Комната Сказок, где поселился «Теремок» появилась ещё раньше, в 1962 году, а с возникновением театра кукол здесь установили сцену и ширму. Театральный сезон открылся спектаклем «Маша и Медведь». Эти персонажи встречают детей и взрослых при входе в комнату, где стоит стенд, посвящённый истории «Теремка» и современным успехам юных кукловодов, которые не раз становились победителями и дипломантами творческих конкурсов регионального и всероссийского уровней — «Шедевры из чернильницы», «Живая классика», «Театральная юность России», «Звёздочки Тамбовщины» и других.

Фото: Павел Васильев

Современный «Теремок» сохранил не только название театра, но и все традиции, заложенные основателем, Хомутковой, основывается на принципах классического театра кукол, театра Сергея Образцова. Ставятся ширмовые спектакли, когда люди-актёры находятся за ширмой и оттуда управляют куклой-актёром, а также спектакли «с живым планом», то есть, когда зритель видит и человека, и куклу. Но и в этом случае кукла не должна, как говорится, висеть в воздухе, а обязательно на чём-то стоять — на зонтиках, кубах... Обычно такой живой план используется в спектаклях-концертах. Сейчас в репертуаре «Теремка» — спектакли: «Алиса в Стране чудес», «Почему у Слона длинный хобот?», «Верные друзья» и другие. На спектакли приглашаются школы и детские сады. Сейчас артистов в «Теремке», мальчишек и девчонок, насчитывается около сорока.

Действие III. Дети

Многие детки пришли заниматься малышами, в пять-шесть лет и остались до выпуска из школ. Есть в «Теремке» ученики, которые стали актёрами-кукловодами в Тамбовском областном театре кукол, педагогами дополнительного образования, организовали свои детские театры кукол в домах культуры, школах, детских садах.

Фото: Павел Васильев

У 17-летней Марии Близнецовой — всё впереди. Она пришла в «Теремок» в восемь лет. Ей нравилось ходить на спектакли Тамбовского театра кукол. Первые её роли — Петух, Заяц, Лиса, Обезьянка, которая очень ей понравилась своим весёлым характером, а, повзрослев, Маша сыграла Удава, который был более взрослый и разумный.

«Первый раз держать куклу всё время вертикально и долго — было сложно. Потом привыкла», — говорит Маша. Сейчас она заканчивает одиннадцатый класс в школе № 22, где занимается в театральном классе и мечтает связать свою жизнь с театральным творчеством.
Маша Близнецова
Фото: Павел Васильев

Десятилетняя Александра Мартынова пришла заниматься два года назад, когда была во втором классе. Саша уже сейчас мечтает стать актрисой. Будучи совсем маленькой, усаживала своих кукол перед самодельной ширмой дома и разыгрывала для них спектакли.

«Была ведущей в «Золотом цыплёнке», «Подарке для Снегурочки», мне очень понравилось, учусь управлять куклой, это сложно, рука всё время болит, а потом, когда привыкнешь, ничего, нормально», — делится впечатлениями Саша.
Саша Мартынова
Фото: Павел Васильев

Есть дети, которые ходят заниматься практически всей семьёй. Сначала старший ребёнок пришёл в театр, а за ним и младшие потянулись. Так было в семье Налдеевых. Евгений Налдеев заканчивает десятый класс в 14 лицее, учится в физико-математическом классе. На вопрос о том, когда всё успеваешь — и учиться на таком серьёзном направлении, и творчеством заниматься, а, кроме театра кукол, Женя готовит свой моноспектакль на сцене первого областного детского театра, улыбаясь, отвечает:

«Если правильно распределить время, то и Нобелевскую премию можно получить. А в театр кукол я пришёл, когда был в первом классе. Правда, шёл заниматься в кружок по техническому моделированию, а заглянул сюда, увидел ребёнка с куклой и понял, что мне это очень интересно... Остался. Первой куклой, которую взял в руки, была Мартышка. Первая моя роль — Лисёнок. О чём была сказка — уже не помню, помню только, как нас было несколько маленьких ребятишек-Лисят, ширма была высокой и чуть ли не весь спектакль приходилось стоять на носочках, чтобы дотянуться до верха ширмы, чтобы было видно куклу».
Женя Налдеев
Фото: Павел Васильев

От Лисёнка он дорос до Деда Мороза. Играл Слонёнка, а, когда подрос, то в этой же сказке перешёл на роль Крокодила, которого надо было озвучивать голосом посерьёзнее и погрубее... Вслед за Женей пришли в театр два его младших брата, сначала Федя, ему сейчас 12 лет, потом подтянулся и младшенький Коля, ему сейчас семь, а на репетиции и представления «Теремка» Коля начал ходить с двух лет. Ему здесь тоже нравится. Не только общаться с куклами нравится, но, самое главное, — общаться с мальчишками и девчонками.

Эпилог. Быть артистом и не то только...

В коллективе многому учишься, считает Женя, даже не подозревая об этом, учишься ответственности, взаимовыручке и многим таким вещам, которые сильно пригодятся во взрослой жизни. Неважно, кем ты будешь, артистом или кем-то ещё, Евгений, например, мечтает об авиации и серьёзно готовится к поступлению в авиационный институт.

Фото: Павел Васильев
Портреты детей-воспитанников студии смотрите в фотопроекте Павла Васильева «Кукольные портреты».
Авторы: