«...Хвостики делаем или дырочки, чтобы соединить, перекидываем и сплетаем дальше. Всему можно научиться. Мы переживаем за наших ребят. Мы не можем быть там, рядом с ними, но мы можем помочь здесь, каждый на своём месте может помочь», - говорят люди, которые приходят сюда каждый день и плетут маскировочные сети. В зоне специальной военной операции сети ценятся на вес золота, потому что расходуются быстро, практически за один раз, их нужно очень много. А покупные — очень дорогие.
С молитвой и любовью
«Здесь у нас склад, готовые сети, другие предметы, требующиеся в зоне проведения специальной военной операции. Гуманитарную помощь мы передаём из рук в руки военнослужащим и волонтёрам, которые её отвозят на СВО. А здесь у нас видите? Мешки с материалом для сетей. Люди приносят из дома старые шторы, простыни, полотенца, мы их разрезаем и вплетаем. Очень благодарны, что владелец помещения нам предоставил площади безвозмездно», - говорит Елена Вячеславовна.
Она руководит общественной организацией «За сбережение народа», занимающейся вопросами экологического просвещения и пропагандой здорового образа жизни. Примерно год назад Елена Вячеславовна и её единомышленники начали заниматься гуманитарной помощью военнослужащим. Познакомились с волонтёрами, которые подсказали, что на СВО нужны маскировочные сети. Нужны как воздух, как пища. Нашли контакты мастериц, которые плели сети дома, они показали, как это надо делать. Но в домашних условиях один человек за месяц может сплести одну-две сети, а объём требуется большой. Поэтому производство перенесли в отдельные помещения и дали объявления в соцсети: требуются волонтёры плести сети. Сразу откликнулось много народа. В Тамбове они были первыми, кто начал изготовлять сети в больших масштабах организованной группой. Первыми стали освящать сети перед отправкой в зону СВО. Эта традиция осталась. Так и плетут. С любовью. И молитвой. С февраля прошлого года сделали более 800 сетей размером шесть на три метра.
Елену Вячеславовну поддержали её подруги:
«Очень благодарна подруге Ирине, у неё свой трикотажный цех в Рассказове, первый материал на сети она покупала за свои деньги, подсказала, как всё наилучшим образом устроить в нашей мастерской. С первых дней к нам присоединились супруги Сергей Владимирович и Наталья Викторовна, они доктора, они занялись раскроем сетей, раскроить сети — это очень важное дело, и они очень здорово помогают в этой работе. Я считаю немаловажным то, что прежде чем открыться мы взяли благословение в Казанском монастыре, работаем с Божьей помощью».
И не только сети
Двери в мастерской открыты с восьми утра и до девяти часов вечера. Каждый приходит тогда, когда ему удобно. Задействованы более ста людей. Дело найдётся каждому. Самому старшему волонтёру — 78 лет. Женщина пришла помогать. Но в силу возраста плести у неё не получилось. Так она стала делать окопные подушки!
«Они набиваются синтепоном, его тоже приносят люди, подушки пользуются у военнослужащих большим спросом, в момент передышки им хоть голову есть куда приложить... Госпитальные подушки набиваем и отправляем в госпитали», - говорит Елена Вячеславовна.
Кто-то из людей берёт на дом материал, шьёт и вяжет вещи для военнослужащих, шьют трусы, одеяла, наволочки, носки, делают дома носилки, окопные свечи. Рукодельницы придумали шить из штор мешки для хозяйственных нужд, такие вещи тоже требуются в зоне СВО. Кто-то в мастерской надрезает ленточки, которые потом вплетаются в сеть. Плетение сетей - работа очень трудоёмкая, требует не только сноровки рук, терпения, но и некоторых знаний, которыми с новичками делятся уже опытные волонтёры.
Из чего же плетут? Оказывается, есть специальный материал — спанбонд, плотный, лёгкий и прочный, обычно используется в сельском хозяйстве для укрытия почвы. Его применяют при плетении сетей, но материала надо много, поэтому в дело идут практически любые ткани, которые приносят из дома. Но тут надо учитывать расцветку! А она зависит от времени года. Сеть то маскировочная и должна маскировать, а не выдавать укрываемый ею объект. Пока была зима, лежал снег, плели сети из белой, серой, чёрной ткани. Теперь, весной, в сетях стало появляться больше серо-зелёных-коричневых тонов. При необходимости — материю окрашивают на предприятии в нужный цвет. А ещё новичков учат тому, чтобы рисунок при плетении не был правильным, геометрически чётким, иначе такую сеть быстро «вычислит» дрон, как искусственный предмет, сделанный руками человека, рисунок сети должен быть абстрактным, под природу. Тем не менее определённые схемы плетения существуют. И они разные.
Когда сюда пришли супруги Олег и Людмила, то они научили всех другой схеме, попроще. Её сейчас и используют. А люди сюда приходят самые разные и по возрасту, и по профессиям. В этой мастерской трудится много мужчин. Сети — тяжёлые, поэтому мужская помощь здесь необходима и просто бесценна. Много пенсионеров. Есть коллеги по работе, есть те, кто ходит семьями, с детьми. Приходят помогать студенты. Мотивация у всех разная. Есть те, у кого родные или знакомые являются военнослужащими. А есть те, которые, как говорится, просто не могут оставаться в стороне.
Чтобы приносить пользу
«Почему я здесь? Во-первых Узнала из интернета, что нужны рабочие руки. Пришла. Здесь я чувствую свою востребованность. Приношу пользу и нашла друзей», - говорит Светлана Евгеньевна, пенсионер.
«У меня на СВО никого нет, ни друзей, ни родных, но я человек с активной гражданской позицией. Совесть каждый раз мучила, когда видела объявления, что нужны люди для плетения сетей. А я сижу. Потом разговорились со знакомой, которая уже ходила и плела. И я тоже пришла. Здесь хорошо встречают новеньких. Втянулась. И время можно найти между работой и домашними делами. Здесь очень дружеская атмосфера», - рассказала Вера Леонидовна, учитель-дефектолог.
«У меня тоже никого нет из родных и знакомых на СВО, но я понимаю, что это нужное дело», - добавила Галина, пенсионер.
«У меня также никого нет на СВО. Однажды я пришла в храм, а там целая группа военнослужащих, они исповедовались и причащались перед отправлением в зону специальной военной операции. А женщины, пришедшие на службу, стояли и плакали. На меня это произвело очень большое впечатление и я вслед за коллегой тоже пришла сюда помогать, плести», - говорит Елена Станиславовна, учитель-дефектолог.
«Какая мотивация? Многие наши люди с детства приучены помогать. В нас генетически заложен патриотизм. У меня, например, в школе были хорошие учителя, была развита тимуровская работа, которая также научила взаимопомощи, взаимовыручке. Конечно же, в семье воспитывали правильно. Очень рада, что нашу идею поддержали люди, ведь люди — наш основной ресурс и потенциал. Не знаю, как можно сейчас оставаться в стороне, когда наши ребята там обеспечивают наше спокойствие, мы в долгу перед этими ребятами», - поделилась своим мнением руководитель общественной организации «За сбережение народа» Елена Вячеславовна.
...Да, всё началось с плетения сетей, а продолжилось — оказанием гуманитарной помощи в широком смысле этого слова: мастерская по плетению сетей превратилась в большую площадку, объединившую людей общей и благородной идей помочь нашим военнослужащим. Много продуктов и вещей в коробках с надписью «За сбережение народа» было отправлено в зону СВО.