В настоящее время существует два способа предоставления заявления и документов, необходимых для кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость. Так, документы можно предоставить на бумажных носителях через МФЦ или при выездном приеме сотрудниками тамбовского филиала ППК «Роскадастр», или направив документы в электронном виде.
Многие заявители не используют способ подачи документов в электронном виде, обосновывая это тем, что это сложная процедура. Но на сайте Росреестра имеется пошаговая инструкция при направлении документов в электронном виде с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
У электронной подачи документов есть ряд преимуществ:
- любое удобное время для заявителя (без посещения офисов МФЦ);
- экономия времени (отсутствие ожидания очереди);
- сокращенные сроки государственной регистрации.
В настоящее время при поступлении документов в электронном виде государственная регистрация прав, при отсутствии оснований для приостановления учетно-регистрационных действий, осуществляется Росреестром в течение одного рабочего дня со дня поступления таких документов, выписка из Единого государственного реестра недвижимости в электронном виде формируется автоматически и поступает в адрес заявителя в электронном виде сразу после внесения записей в ЕГРН.
В настоящее время предоставление документов в электронном виде очень востребовано у заявителей.
Так, в 2023 году количество электронных обращений составило более 83 тысяч, это почти 50% от общего количества поступивших заявлений в Управление Росреестра по Тамбовской области.
Подать документы в электронном виде могут физические и юридические лица, органы государственной власти, представители по нотариальной доверенности, а также нотариусы, кадастровые инженеры, кредитные организации и застройщики. Для этого необходим доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Список удостоверяющих центров есть на сайте Росреестра.
Подать документы в электронном виде на регистрацию возможно с использованием информационных технологий взаимодействия Росреестра с кредитными организациями (банками). В настоящее время такая услуга широко используется крупными банками, в том числе для ипотечных сделок.
Также, застройщики при представлении заявления и документов на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве используют способ подачи документов именно в электронном виде.
Нотариус при осуществлении нотариальных действий имеет полномочия электронно подавать документы в Росреестр от имени собственников, если гражданин обращается, например, за получением свидетельства о праве на наследство или удостоверением договора (купли-продажи, дарения, мены и др.). В этом случае для государственной регистрации электронная подпись не потребуется, так как нотариус подпишет заявление и все необходимые документы своей электронной цифровой подписью.