Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Общество

От эллиптической рессоры до экскурсионного вагона. Тамбовский вагоноремонтый завод отмечает 125-летие

Общество
Фото:

Когда впервые пересекаешь проходную Тамбовского вагоноремонтного завода, то, пожалуй, первое, что поражает воображение, — это масштабы предприятия. Впечатляющие здания цехов и расходящиеся веером многочисленные железнодорожные пути, общая длина которых составляет более 16 километров. А территория всего предприятия занимает площадь в 45 гектаров! Под сводами цехов отливают блеском вереницы колесных пар, работают десятки станков, выстроились печи для отливки металлических заготовок, а на сборочных участках сияют свежей краской вагоны, получившие вторую жизнь. А сейчас можно сказать, что к своему 125‑летнему юбилею у этого старейшего тамбовского завода открылось второе дыхание. Полным ходом идет модернизация цехов, закупается новое современное высокотехнологичное оборудование, а из цехов выходят ранее невиданные образцы вагонов нового поколения. И этот достойный юбилей — результат долгого трудового и производственного пути, который был совсем непростым, но, преодолев все препятствия, коллектив предприятия уверенно смотрит в будущее, основой которого сейчас является славное прошлое, и это неразделимо.

новое оборудование кузнечно-прессового цеха

Этапы большого пути

Сейчас трудно представить, что энтузиасты, заложившие первый фундамент Тамбовских вагонных мастерских, предполагали масштабы производства, что развернется здесь спустя десятилетия. Но уже через два года, 4 ноября 1899 года состоялось торжественное открытие нового предприятия, ставшее большим событием для Тамбова того времени.

Промышленность России тогда развивалась высокими темпами, железные дороги активно строились, большой парк вагонов требовал обслуживания и ремонта, а местоположение Тамбова в центральной части Рязано-Уральской железной дороги оказалось очень выгодным для появления здесь вагоноремонтных мастерских. И уже с начала 1900 года из ворот предприятия начали выходить отремонтированные грузовые и пассажирские вагоны.

Тамбов всегда был богат талантами, в том числе и в технической сфере. На предприятии работало немало грамотных изобретателей и рационализаторов. В 1909 году техник Никита Галахов сконструировал эллиптическую рессору для пассажирских вагонов, что стало настоящей революцией в отечественном вагоностроении. Изобретение было настолько удачным и перспективным, что рессора Галахова используется до сих пор и является лучшим образцом из всех существующих типов люлечных рессор.

Фото: ТВРЗ

В Советское время предприятие быстро развивалось, и в 1928 году мастерские были переименованы в Тамбовский вагоноремонтный завод. В годы Великой Отечественной вой­ны его производственная база сыграла огромную роль. Большая часть заводчан ушла на фронт, а оставшиеся продолжали ковать победу в тылу. На заводе был разработан новый тип бронепоездов под названием «Тамбовский рабочий» и «Москва», которые вносили свой вклад в приближение Великой Победы. Таких бронепоездов из ворот завода вышло более 40. Также завод выпускал банно-­прачечные поезда, платформы для перевозки боевой техники, снегоочистители путей. В 1942 году был отстроен и запущен литейный цех, где за время вой­ны было отлито более двух миллионов корпусов мин для фронта.

После вой­ны на предприятии продолжили ремонтировать вагоны разного назначения, а затем завод начал специализироваться на таком сложном производстве, как выпуск рефрижераторных вагонов.

В непростые 90‑е годы предприятие не потеряло своей производственной базы, заключило новые договоры и с 1995 года специализируется на ремонте пассажирских и почтово-­багажных вагонов. Эта «пассажирская» специализация является основой производства на ТВРЗ до сих пор и продолжает развиваться.

колесно-тележечный цех
Фото: ТВРЗ

Плацкартные, купейные, СПА-вагоны и не только…

Сейчас завод выпускает более 430 вагонов в год. Вагоны приходят в капитальный ремонт после 18 лет службы и в капитально-­восстановительный ремонт после 28 лет службы, и на заводе их фактически разбирают чуть ли не до винтика. При этом многие детали и системы требуют полной замены. А современные вагоны оснащены сложным электрооборудованием, системами кондиционирования, системами очистки воздуха и воды. Так что ремонт теперь гораздо более сложный и трудоемкий. При этом предприятие осваивает выпуск совершенно новых вагонов по запросам заказчиков. Это и туристические экскурсионные открытые вагоны, что прошли успешное испытание на маршрутах в Карелии, на Северном Кавказе и в районе Байкала. А еще за два года до этого успешно прошли испытания вагоны с душевыми кабинами, что были включены в состав поезда, на котором школьники — победители конкурса «Большая перемена» путешествовали по Транссибирской магистрали. В конце 2023 года из цехов завода вышел специальный спа-вагон не только с душевыми кабинами, но и с инфракрасной сауной, которую по достоинству оценили туристы, путешествовавшие по Северному Кавказу. Этот же вагон будет включен в выставочную экспозицию «Поезда Деда Мороза», который, возможно, появится у перрона нашего славного города в новогодние дни.

Экскурсионный вагон
Фото: Павел Васильев

Конечно, реализация всех этих проектов невозможна без обновления оборудования, которое уже совершенно другого поколения. За последние 5 лет в рамках инвестпрограммы на это было направлено около 250 миллионов руб­лей.

В будущем году инвестиционная программа предприятия предусматривает дальнейшее обновление станочного парка, включая токарные станки и станки с числовым программным управлением. Что же касается заказов, то ими предприятие обеспечено на ближайшие 2—3 года, в соответствии с заключенными договорами.

Безусловно, ТВРЗ не обошла проблема дефицита кадров. Сейчас здесь требуются газорезчики, сварщики, токари, слесари по ремонту подвижного состава. В основном потребность в кадрах восполняется за счет выпускников Тамбовского техникума железнодорожного транспорта, а связи, налаженные с другими местными и столичными вузами, позволяют приглашать на завод молодых высококвалифицированных инженеров, которые уже трудятся здесь и являются основой дальнейшего прогресса предприятия.

Фото: Павел Васильев

С заботой о человеке труда

И все же завод — это, в первую очередь, люди. А заводчанам здесь создаются все условия для труда и отдыха. Профсоюзная организация предприятия оказывает особое внимание и поддержку заводским семьям, среди которых немало трудовых династий, которые являются примером для всех. Работники ТВРЗ имеют возможность отдохнуть в санаториях области, а зимой на лоне природы регулярно проводится «День здоровья» с организацией спортивных соревнований и народных гуляний. Летом работники завода отдыхают семьями на Черноморском побережье по льготным путевкам.

Немало на ТВРЗ и заядлых театралов, что не удивительно — на премьеры спектаклей Профком предоставляет билеты бесплатно. А к новогодним праздникам дети работников получают сладкие подарки и пригласительные билеты на праздничные елки.

Особая забота заводчан — поддержка и регулярный добровольный сбор гуманитарной помощи участникам СВО. Также предприятие перечисляет значительные средства в «Фонд развития Тамбовщины». Еще на заводе делают так необходимые на фронте печки-­буржуйки и передают их в тамбовские воинские части для отправки землякам, которые исполняют свой воинский долг. Патриотизм здесь не просто слова, а часть жизни завода. Работники чтут память заводчан, погибших в годы Великой Отечественной вой­ны. Каждый год в канун Дня Победы на заводе проходит торжественный митинг, а также Бессмертный полк в память о героях.

— Защита трудовых прав, создание безопасных условий труда, строгое соблюдение законодательства о труде и контроль за исполнением Коллективного договора — главные задачи профсоюза, — подчеркивает председатель профсоюзной первичной организации ТВРЗ Екатерина Таранина. — Люди должны хорошо трудиться и достойно отдыхать, и для нашей профсоюзной организации это основные приоритеты в организации работы.
Екатерина Таранина
Фото: ТВРЗ

Бег времени неумолим, и как уверен директор предприятия Дмитрий Шлыков, коллектив ТВРЗ встречает нынешний юбилей на подъеме и уверенно смотрит в будущее, нацелен на новые трудовые победы, обеспечивает устойчивое развитие производства и стремится к повышению качества выпускаемой продукции. Чтобы пассажирам российских поездов было удобно и комфортно путешествовать в вагонах, вышедших из цехов этого знаменитого тамбовского предприятия с его богатой историей и традициями, которыми здесь всегда гордились и остаются верны.

Дмитрий Шлыков, директор предприятия
Фото: ТВРЗ
Авторы: