Безналичный проезд с ухабами на пути

Когда в Тамбове заработает новая система оплаты проезда в общественном транспорте?

Вообще-то по всем расчётам уже должна заработать. По крайней мере, решение об этом прогрессивном начинании принято на областном и городском уровнях. И это не просто дань прогрессу в информационных технологиях, а реальное удобство для пассажиров. Отныне вам не надо лихорадочно рыться в карманах и кошельке в поисках мелочи, количество которой, необходимое для оплаты проезда, периодически увеличивается. Достаточно лёгким движением поднести электронную карту к валидатору, которыми вооружены радушные кондукторы, и оплата произойдёт автоматически. Легко, быстро и, как говорится, сдачи не надо. Это уже не будущее, это настоящее. По крайней мере, которое уже должно наступить…

Однако на деле всё оказывается далеко не так просто. Хотя задумано логично и эффективно. Очевидно, наблюдательные жители областного центра уже заметили на стёклах многих автобусов, курсирующих по городским маршрутам, специальные стикеры, говорящие о том, что в данном транспортном средстве можно оплатить свой проезд безналично. Конечно, наш город вовсе не стал пионером в этом вопросе. Все знают, что в близкой нам столице уже давно проезд оплачивают карточками. Правда, для этого троллейбусы и автобусы оснащались жутко неудобными турникетами, здорово тормозящими пассажиропоток в часы пик. У нас в Тамбове с учётом столичного опыта пошли по более оптимальному пути, просто снабдив кондукторов валидаторами — приборами, с помощью которых можно оплатить проезд снабжённой чипом банковской картой и не только.

ВОЛШЕБНЫЕ КАРТЫ

Что касается самих карт, то в областном центре они будут использоваться трёх видов. Во-первых, это банковская карта любого эмитента, которую можно смело использовать для этого уже сейчас. Во-вторых, это специальная общественная транспортная карта, на которую надо будет положить определённую сумму, чтобы потом ею расплачиваться в автобусах и троллейбусах. Правда, эта возможность наступит у нас с 1 апреля. И, наконец, для ветеранов, пенсионеров и прочих льготников будет применяться так называемая социальная транспортная карта. С 25 января раздача таких карт тем, кому они положены, уже началась, но приниматься к оплате они будут с 1 марта. Так что, как говорится, карты есть на любой вкус и цвет, осталось лишь применить эту прогрессивную систему на практике.

На данный момент со всеми компаниями, осуществляющими пассажирские перевозки общественным транспортом, заключены соответствующие договора. На очереди осталось лишь муниципальное предприятие «Тамбовгортранс», но и там, по словам его начальника Алексея Шелудякова, оснащение валидаторами начнётся ориентировочно в последних числах февраля-начале марта. К этому начинанию руководство «Тамбовгортранса» относится абсолютно положительно, и как заметил Алексей Шелудяков, «Прогресс — это вещь, с которой необходимо считаться, для пассажиров внедрение безналичного расчёта принесёт удобство, а для предприятия — финансовую прозрачность».

НЕОЖИДАННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

И тем не менее новая система как любое новшество наталкивается на странные препятствия, связанные с пресловутым «человеческим фактором», консерватизмом мышления и не только. Это уже успели испытать на себе пассажиры, чьи впечатления и чувства наиболее художественно публично выразил на своей странице в Фейсбуке председатель Общественной палаты Тамбовской области и постоянный пассажир общественного транспорта Владимир Пеньков:

«Завидев на боковом стекле у окна кондуктора лейбл, предупреждающий о возможности безналичной оплаты, достаю банковскую бесконтактную карту. Войдя в салон, продвигаюсь к месту, на котором «аки королевишна» восседает кондуктор. Здороваюсь, уточняю относительно валидатора.

— Чё надо? — надменно говорит «королевишна». — Какой валидатор?

— Заплатить хочу, — ответствую я.

— А чё, — уточняет «королевишна». — Совсем обнищал и нет налички?

— Нет, — говорю. — Пока ещё не обнищал и мелочь есть. Но хочу заплатить по карте.

Взглянув на меня «аки солдат на вошь», кондукторша извлекает новенький, я бы сказал «нецелованный» валидатор. Надев очки, жмёт на кнопки и протягивает мне. Прикладываю карту. Жду секунд сорок. Оплата не проходит. Кондукторша начинает нервничать, говорит о том, что никак не запомнит, «куда тут жать на этой хр*новине».

— Давай мелочь! — переходя на «ты», предлагает мне «королевишна».

— Нет, — говорю. — Приведите в рабочее положение валидатор, и я заплачу по безналу.

Следует ещё пара неудачных попыток реанимировать чудо электроники. Кондукторша начинает психовать. Затем слышу повелительную фразу: «Коль ты такой принципиальный, езжай за так»! Так и еду. Чего в этой истории больше, технической безграмотности «королевишны» или неприятия новой технологии, ведущей к прозрачности «слегка» мутноватого автобусного бизнеса? Полагаю, всего поровну…»

«УРА, ЗАРАБОТАЛА!»

Это лишь один из постов в Фейсбуке председателя областной общественной палаты и явно неравнодушного человека, взявшегося оценить внедрение в Тамбове новой системы оплаты проезда.  При этом Владимир Фёдорович предупредил, что в случае подобных случаев будет ездить в автобусах с картой в руке и «на халяву». Вынужденно, конечно.

Впрочем, есть и другие примеры, показывающие, что всё может быть и по-другому. При желании, конечно. Что подтверждает другой пост Владимира Пенькова:

«В автобусе маршрута 55 оплатил оплатил проезд бесконтактной банковской картой просто и легко. Учтивая барышня-кондуктор за пару секунд активизировала валидатор, затем я приложил карту, и умная электроника выдала чек. Вся процедура заняла двенадцать секунд. Нет необходимости звенеть мелочью и отрывать ленточный билетик».

Что и говорить, к этому примеру прекрасно подошла бы фраза кота Матроскина: «Ура, заработала!» Хотя до полного счастья ещё, очевидно, придётся пережить случаи, когда кондуктор может случайно «забыть» валидатор дома, или, как призналась другая кондуктор председателю общественной палаты, «хозяин требует наличку — ремонт надо делать!»

Понятно, что у всех участников этого непростого процесса свои интересы. Но добиться выполнения перевозчиками своих прямых обязанностей, скорее всего, можно будет не столько контролирующими мерами, сколько настойчивостью самих обладателей заветных карт, которыми скоро станет подавляющее большинство пассажиров. Тем более что при безналичной оплате предполагается сделать проезд дешевле. Период тестирования системы заканчивается, а новая безналичная эра начинается.

Один комментарий

  1. Элеонора

    Сегодня, 03 апреля 2019 г., Автобус 143 номер 453 расплатиться картой не удалось. Чуть не проехала свою остановку, до этого кондуктор обругала мужчину с такой же » проблемой».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*