Драйв шокирующих открытий: в Тамбове завершился фестиваль «Виват, театр!»

«Десять дней, которые потрясли Тамбов!» — так, перефразируя писателя Джона Рида, высказался один из постоянных зрителей-театралов, которому удалось посетить десять спектаклей нашего уникального в своём роде театрального форума, каким стал XII открытый фестиваль молодёжных театральных коллективов «Виват, театр!» Всего же в его рамках было представлено 29 спектаклей, то есть по три в день, так что работу компетентного жюри можно назвать своеобразным подвигом.

Но, как призналась председатель профессионального жюри, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей России, искусствовед Элеонора Макарова, это очень приятный «подвиг». И хотя, по мнению членов жюри, спектакли разных театров были очень разными, как по настроению, форме подачи, так и по уровню постановки, но именно это разнообразие вызывает интерес и даёт реальное представление о тенденциях развития театра в России. Ведь молодёжные театральные коллективы и есть основа этого будущего.

Члены жюри в своих оценках, представленных на сцене работ, были предельно откровенны, и порой критических копий не жалели. Например, по поводу спектакля по классической пьесе Александра Островского «Гроза» среди членов жюри даже возникло замешательство: «А, может, это просто пьеса неудачная, а Островский так себе драматург?» Но в конечном итоге ироничное удивление было отброшено и оценки даны откровенные. Так что даже выбор для конкурса даже проверенной классике ещё вовсе не является гарантией успеха.

В то же время поводов для оптимизма и даже восторга на фестивале хватало. Конечно, невозможно охватить необъятное, но одной из отличительных черт нынешнего фестиваля стали постановки, касающиеся весьма серьёзных и даже тревожных общественно-политических тем. И здесь основной площадкой стала так называемая «камерная сцена», где, собственно, сцены как таковой нет, а актёры играют буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителей. А, стало быть, зрители как бы находятся внутри действа.

Как, например, в спектакле Орловского драматического театра «Ужин при свечах» по пьесе братьев Стругацких. Эта единственная в их фантастическом наследии пьеса о нашей реальности, хотя и с долей фантастики — жителям городка приходят повестки явиться поутру на площадь «с вещами». И они собирают вещи, тихо возмущаясь, но покорно идут, как овцы на бойню. У спектакля хэппи-энд — это был всего лишь жестокий розыгрыш. Но, как оказалось, чувство раба в людях осталось в целости и сохранности, несмотря на уже «другие времена».

Но, пожалуй, самым ярким событием фестиваля, погрузившее зрителей в эмоциональный шок, стал спектакль Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна «Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Вилквиста. Это спектакль-предупреждение об опасности возрождения фашизма и тоталитаризма, который всегда заполняет возникающую пустоту. И это предупреждение, становящийся бескомпромиссной шоковой терапией.

Здесь не просто нет сцены, здесь зрители располагаются вокруг пространства, где играют актеры. Их всего двое, чьи персонажи — женщина непростой судьбы Карла и ее приемный сын Гельвер, страдающий слабоумием. Но она любит его, и в эту бедную гармонию вламываются порядки тоталитарного режима, который втаптывает в пыль их странную, но по-своему счастливую жизнь. Гельвер в наивном восторге от фашистских парадов на улице, радуется, что ему вручили флаг со свастикой и накормили из полевой кухни гороховым супом. А потом за ним, как и за другими «недочеловеками» и их семьями охотятся, и уже слышны удары в дверь…

В спектакле не обозначено время и место действия, зрители как бы присутствуют в полумраке маленькой квартиры Карлы и Гельвера, и деться отсюда некуда. А может это уже стучатся к вам?

Ну а завершающими аккордами фестиваля стала добрая и грустная сказка про «Маленького принца» Экзюпери в интерпретации Московского областного театра юного зрителя под руководством Нонны Гришаевой и проникновенная история не успевшей пожить любви в спектакле по мотивам произведений Чехова «Цветы запоздалые» от Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова.

На церемонии закрытия фестиваля участники не скрывали эмоций и не жалели добрых слов в адрес организаторов фестиваля. Что говорить, работа ими была проведена без преувеличения титаническая. Что же касается наград, то без них не остался почти ни один из коллективов-участников фестиваля в различных номинациях. Ну а лучшей режиссерской работой среди любительских театров была признана постановка театра «Луч» Ярославского областного центра детей и юношества по произведению Куприна «Яма». Лучшим спектаклем среди учебных театров стала работа студентов Московского института имени Щукина «Кавказский меловой круг» по пьесе Бертольда Брехта. И, наконец, среди профессиональных театров вне конкуренции оказалась «Ночь Гельвера» театра Армена Джигарханяна.

Своё веское слово сказало и независимое молодёжное жюри, а также представители Молодежного парламента, отдав свои голоса театральной студии «Вишневый сад» из Пензенской области за спектакль «Амазония или караул №8» и народной театральной студии «Кавардак» из Тамбова за их непростую драму «Какое у войны лицо».

Хотя дело, наверное, всё же не в призах, а в атмосфере фестивального праздника, который навсегда остается с тобой.

Читайте также: В Мичуринске стартовал новый театральный фестиваль

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*