Дефицита нет. Спрос есть.

Взгляд рядового покупателя на работу магазинов в условиях коронавируса

Утро. Начало седьмого. Иду в единственный в округе круглосуточный магазин. На улице ни души, из-за угла соседней многоэтажки выбегает овчарка, за ней неспешно бредет хозяин. Собака в наморднике, мужчина в маске и перчатках. Здороваемся. Военный пенсионер Евгений Петрович — мой давний знакомый, опытный садовод, снабжающий дарами «шести соток» всю родню и друзей. На мой немой вопрос об уличной экипировке, улыбаясь, сообщает: «Мы с Рикки дисциплинированные». И уже прощаясь добавляет, «моя Тамара тоже в «Пятёрочку» пошла, там в такое время покупателей нет». Как же мы с ней ошибались…

Ассортимент и цены

Несмотря на ранний час, в магазине было не меньше пятнадцати человек. Большинство сосредоточились в молочном и хлебном отделах, двое выбирали крупы. Социальную дистанцию, о которой здесь напоминают не только яркие линии в кассовой зоне, но и красочные объявления, расположенные в разных частях торгового зала, соблюдают как пенсионеры, так и молодежь. Женщина-продавец раскладывает овощи и фрукты по коробкам, но как только у кассы появляется покупатель с тележкой или корзинкой, спешит туда, чтобы пробить товар. Режим самоизоляции, введённый на Тамбовщине, отразился на всех сферах жизни города, и торговые сети не исключение.

По словам работников торгового зала, горожане стали значительно реже посещать магазин, но средний чек при этом вырос в полтора-два раза. Особым спросом пользуются консервы, крупы, молочка и… кондитерские изделия. Надо же чем-то заедать стресс! Дефицита товаров нет, поставки регулярные, — заверили сотрудники «Пятёрочки». Может, и так, только на стеллажах, которые раньше были заполнены бюджетной гречкой собственной торговой марки по 40 рублей за 900 граммов, теперь практически всегда пусто. И как бы ни старались продавцы «растянуть» имеющийся ассортимент круп на весь стеллаж, зияющие дыры всё равно бросаются в глаза, и подобный оптический обман вызывает у большинства покупателей лишь недовольство.

Между тем, рис представлен аж пяти производителей, есть и круглый, и длиннозёрный, и пропаренный по цене от 50 до 100 рублей за пачку, пшена и овсянки, кукурузной крупы тоже достаточно. На складе, если верить терминалам, размещенным в торговом зале, их от 57 до 160 штук в зависимости от наименования. А вот дешевая мука, за которой в основном гоняются пенсионеры, с прилавков пропала. Еще две-три недели назад здесь можно было купить двухкилограммовую упаковку за 36 рублей, сейчас самая минимальная цена — 70-80 рублей. Заметно поредели стеллажи с подсолнечным маслом, бюджетные марки, сетуют продавцы, раскупают буквально уже в день завоза. Недаром на каждом шагу объявления: «Мы заботимся о вас. Товар уже в пути».

Вообще, тамбовчане во время нерабочих недель начали подходить к продуктовому шопингу практичнее, число спонтанных покупок сократилось, кому-то по причине вынужденного простоя уже пришлось потуже затянуть поясок. Если раньше хватали с полок едва ли не первый попавшийся товар, то сейчас стоят, сосредоточенно выбирают.

В «Магнитах» формата «магазин у дома» с гречкой тоже напряжёнка. Дешевой нет, как и риса, но видимость «крупяного изобилия» с помощью незамысловатой раскладки здесь никто не создает. Нет в наличии — значит, нет. Зато мяса, полуфабрикатов из мяса кур и самих куриных тушек в «Магнитах» в избытке. Порой предложения в данном сегменте даже выше покупательского спроса, поэтому упаковки с 20 или 30-процентной скидкой, указывающей, что срок годности товара на исходе, здесь стали постоянным явлением.

Есть уценка и в супермаркете «Европа» на улице Рылеева. Объемы некондиционных фруктов и продукции собственного производства здесь если и выросли, то незначительно. А вот покупателей, особенно в утренние часы, стало меньше. И не только пенсионеров. Полки между тем ломятся от молочки, хлебобулочных изделий, круп. Многострадальная гречка продаётся по 45 рублей за 700 граммов. За 55 рублей можно приобрести 800-граммовую упаковку, а можно и целый килограмм, если брать крупу россыпью. Это один из немногих магазинов в округе, где она пока еще продается на развес. Есть возможность купить гречку в пластиковом ведерке за 185 рублей — там 2,7 килограмма.

Если раньше, сделав покупки, приходилось коротать время в длинной очереди на кассе, то сейчас их практически нет. А там, где возникают из двух-трех человек, кассиры своевременно напоминают: «Зайдите за черту. Держите дистанцию». Люди обычно слушаются.

Торговля уходит в онлайн

В условиях самоизоляции в Тамбове резко увеличился спрос на услуги доставки продуктов из магазинов. Но по факту её практически никто не предоставляет. Лишь у «Европы» она внедрена уже давно и хорошо обкатана. Предоставляется также услуга самовывоза, когда покупатель, предварительно оформив заказ, забирает его на кассе супермаркета, потратив на это минимум времени. Прежде пустующая ниша постепенно заполняется новыми представителями бизнеса. К ним с полным правом можно отнести Вячеслава Вишнякова, который, победив в конкурсе «Агростартап», создал на Тамбовщине сервис по бесконтактной доставке фермерских продуктов на дом. Свою идею он воплотил в жизнь при активной поддержке региональной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. На сайте содержится богатый ассортимент не только молочной и мясной продукции, произведенной местными фермерами, но и напитков домашнего производства, сладостей и десертов, а также бакалеи. Кроме того, широко представлена готовая продукция — вторые блюда, пицца, роллы. На сегодняшний день доступно к заказу свыше ста наименований продукции. Бесплатная доставка действует при сумме заказа от 500 рублей.

Ну а для тех, кто перед покупкой фермерских продуктов предпочитает оценить их качество самостоятельно и лично пообщаться с продавцом, в Тамбове продолжают работать все микрорынки и ярмарки. Правда, в связи с эпидемиологической ситуацией продавцам пришлось скорректировать ассортимент товаров, следуя постановлению администрации Тамбовской области № 233.

Витамином С — по Ковиду

Пока все силы медицинского и научного сообществ брошены на борьбу с коронавирусной инфекцией, рядовые жители пытаются своими силами защититься от вездесущего вируса. После многочисленных сообщений в Интернете о целительной силе витамина С и продуктов, в котором тот содержится, резко вырос спрос на лимоны, имбирь и чеснок. От спроса не отстают и цены, они тоже взлетели вверх. Пожалуй, только в «Магнитах» лимоны по-прежнему стоят 200 рублей за килограмм, в «Европе» — уже вдвое дороже, в «Бегемоте» — 500 рублей.

А в «Линии» даже оформили специальную «чудодейственную корзинку», расфасовав молодой чеснок, лимоны и имбирь. Первый здесь по 470 рублей, последний — по 1210 за килограмм. А лимоны, почти как и везде, по 400. Особого спроса нет. Покупатели предпочитают сами выбирать и взвешивать их, приобретая не упаковкой, а по штучке. А некоторые, учитывая цену, и вовсе отказались от покупки, рассудив, что киви, перец и зелень, богатые витамином С, ничуть не хуже «золотых» лимонов. А главное — дешевле и полезнее.

Читайте также: В управлении по развитию промышленности и торговли области прокомментировали резкий рост цен на лимоны

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*