Как ведется обучение в автошколах Тамбовщины и принимают экзамены в Госавтоинспекции

…Перед кабинетом в здании МРЭО ГИБДД УМВД России по Тамбовской области, где пять дней в неделю кандидаты в водители сдают квалификационные экзамены, позволяющие оценить уровень их теоретической подготовки, как всегда многолюдно и шумно.

Сегодня свои знания проверят двадцать жителей региона, подавляющее большинство из которых — молодежь от 18 до 25 лет. Кто-то разговаривает по телефону, кто-то нервно прохаживается из угла в угол, кто-то с напускным безразличием залип в телефоне. Чуть поодаль четверо парней лет двадцати вслух разбирают наиболее сложные экзаменационные вопросы, между двумя вскоре возникает спор. В воздухе повисло напряжение. Через пару минут всех приглашают внутрь, начинается экзамен.

Призрачная легкость ПДД

По периметру всей аудитории стоят компьютеры, каждому из которых присвоен свой номер. Именно они помогают сотрудникам Госавтоинспекции максимально объективно протестировать тех, кто хочет в ближайшем будущем получить водительские права, на знание Правил дорожного движения. Ход экзамена записывается на камеру, установленную на одной из стен. Она — тоже гарант беспристрастности экзаменаторов. Хотя человеческий фактор здесь давно сведен к нулю: уровень теоретической подготовки оценивает компьютер, который нельзя ни разжалобить, ни обмануть.

«Каждому кандидату в водители необходимо за 20 минут ответить на 20 вопросов, разделенных на четыре блока. В случае, если в одном или нескольких блоках будет допущено по ошибке, выдаются дополнительные блоки вопросов, на них обязательно нужно ответить правильно. Когда на два вопроса в блоке получен неверный ответ, это автоматически означает, что экзамен не сдан», — поясняет старший госинспектор МРЭО ГИБДД, капитан полиции Сергей Ермаков.

«Экзаменационные вопросы, охватывающие все сферы ПДД, на самом деле несложные», — убеждает меня начальник экзаменационного отдела МРЭО ГИБДД УМВД России по Тамбовской области Петр Муранов, попутно демонстрируя их на мониторе компьютера. И тут же добавляет: «Просто нужно вдумчиво готовиться, а не зубрить правила, и, находясь в аудитории постараться побороть волнение, хотя сделать это действительно сложно».

Нередко именно из-за стресса кандидаты в водители «проваливают» экзамен: некоторым приходится сдавать его по три и более раз. Но когда неудачи следуют одна за другой, впору подумать о своей профпригодности. Тех, кто годами «сидит» на теории, сотрудники межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела знают не только в лицо, но и по именам.

В практике Петра Муранова были случаи, когда кандидаты в водители не могли преодолеть первый этап испытаний в течение трех-четырех лет, но и это не предел. Антирекорд на счету молодого тамбовчанина, которому теория не поддается вот уже восемь(!) лет. При этом парень упорен в своем желании все-таки получить водительские права, он снова и снова идет на экзамен.

«Знаете, по моим наблюдениям, из тех, кто помногу раз проходит экзаменационные испытания, прежде чем стать обладателем заветной «корочки», часто получаются действительно хорошие водители — осторожные, грамотные, умеющие наперед предвидеть ситуации, возникающие на дороге», — говорит Петр Валерьевич.

Но это ни в коем случае не умаляет заслуг кандидатов в водители, сдающих экзамены с первого раза. По данным ГИБДД региона, сотрудниками которого в 2019 году было принято 24500 теоретических экзаменов, таких насчитывается почти сорок процентов. Причем среди них не только тамбовчане разных возрастов, но и жители других субъектов РФ, стран СНГ.

По словам Муранова, в последние годы участились случаи получения российских национальных водительских удостоверений гражданами стран Африки и Северной Америки, Китая, которые учатся в тамбовских вузах и прошли курсы в местных автошколах. На днях сотрудников МРЭО, по сути, уже привыкших ко всему, уровнем своей подготовки приятно удивил нигериец — студент ТГТУ. Вопросы на знание теоретических основ ПДД он щелкал как орешки и с блеском сдал экзамен даже раньше отведенного на него времени. И это притом, что все билеты были на русском языке! Свой успех он объяснил просто: «Я с детства мечтал водить машину. И буду делать это хорошо».

Непокорные «площадка» и «город»

Практика показывает, что многие кандидаты в водители легкомысленно относятся к обучению в автошколах, полагая, что «управлять автомобилем проще простого». Результаты экзаменационных испытаний как раз демонстрируют обратное.

По словам госинспекторов, многие кандидаты в водители по году и более не могут осилить упражнения, выполняемые на автодроме. А ведь именно здесь они впервые находятся один на один с транспортным средством; выезжая в город, в условиях транспортного потока передвигаться еще в десятки раз сложнее.

Как отмечает Петр Муранов, процент сдачи кандидатами в водители экзаменов на права с первого раза снижается на протяжении трех последних лет. Если в 2018 году этот показатель был равен 14-15 процентам, то год спустя — 12,8 процентам, а за десять месяцев 2020-го и вовсе составил десять. По мнению специалистов, это связано как с объективными, так и субъективными факторами.

Данные статистики свидетельствуют о том, что во многих автошколах внутренние экзамены принимаются спустя рукава, в итоге их слушатели приходят на экзамены в ГИБДД слабо подготовленными, и если худо-бедно еще одолевают теорию, то на «площадке», например, не могут тронуться с места в течение отведенных тридцати секунд, безошибочно проехать «змейку», осуществить разворот в ограниченном пространстве.

Так, в третьем квартале 2020 года из слушателей АНО «Автошкола «Лидер», обучавшихся на категорию «В», лишь 17 процентов с первого раза сдали «площадку», а «город» — всего один, в автошколе «Драйв» эти показатели равны 28 и 3 процентам, МО ДОСААФ России — 34 и 1 процентам. Любопытно, что никто из слушателей автошколы «Мегаполис» так и не смог за этот период с первого раза получить положительную оценку на экзамене по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, аналогичная ситуация в Инжавинской СОШ и в Никифоровском УСЦ ДОСААФ.

На качество подготовки кандидатов в водители, по мнению старшего госинспектора МРЭО ГИБДД, капитана полиции Сергея Ермакова, уже много лет принимающего квалификационные экзамены, негативно влияет слабая материально-техническая база автошкол, зачастую вынужденных брать автомобили в аренду у своих инструкторов, которым, кстати, порой не хватает элементарных знаний, хотя они обязаны проходить курсы повышения квалификации.

Сергей Валентинович неоднократно сталкивался со случаями, когда инструкторы не могли ответить на казалось бы простые вопросы по ПДД, грамотно объяснить порядок своих действий на дороге. Подобная ситуация во многом возникла из-за того, что с 2017 года были отменены ограничения по количеству кандидатов водители, которых автошколы в течение года могут подготовить, исходя из своей материально-технической базы. В итоге по финансовым соображениям они заинтересованы в наборе слушателей, обучающихся с «нуля», и стараются всячески откреститься от тех, кто провалил экзамены в ГИБДД.

Вместе с тем, ужесточились и правила приема квалификационных экзаменов, изменилась шкала оценки знаний и навыков кандидатов в водители. С 2015 года госинспекторы руководствуются в своей работе новым административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.

За это время в него дважды — в 2017-м и 2018 году — уже вносились изменения. Как отмечает Сергей Ермаков, для кандидатов в водители была скорректирована шкала штрафных баллов в сторону их увеличения, для экзаменационных испытаний установлены новые временные рамки, а упражнения, выполняемые для определения первоначальных навыков управления автомобилем, дополнились поворотами под углом 90 градусов. Как показывает практика, изменение административного регламента благотворно сказалось на качестве подготовки кандидатов в водители.

«Еще лет десять назад квалификационные экзамены с первого раза сдавали примерно 40-50 процентов кандидатов в водители, но с введением изменений в программы обучения, наш административный регламент, этот показатель резко снизился, однако параллельно с ним снизилась и тяжесть последствий аварий, — говорит Петр Муранов. — Сокращение количества ДТП на дорогах, минимизация их последствий, я считаю, самый главный критерий эффективности нашей работы. Тот, кто в итоге успешно сдает квалификационные экзамены и получает водительское удостоверение, действительно обладает необходимым багажом знаний и навыков, обеспечивающих безопасность дорожного движения».

Конечно, садясь за руль, водители не сразу становятся профессионалами. Порой они совершают необдуманные маневры, пренебрегают Правилами дорожного движения. Так, в 2018 году по вине водителей, прошедших обучение в автошколах Тамбовской области и имеющих стаж вождения меньше двух лет, произошло 75 ДТП, в которых семь человек погибли и более ста пострадали, за 10 месяцев текущего — их 55.

Травмы получил 71 участник дорожного движения, трое лишились жизни. Первые два года управления автомобилем — самый аварийно-опасный период, поэтому сотрудники ГИБДД рекомендуют размещать на заднем стекле машины знак «начинающий водитель». Видя его, другие участники дорожного движения, передвигаясь в потоке автотранспорта, будут более внимательны и снисходительны к новичку, которым когда-то являлись и сами.

На дороге нет мужчин и женщин — только водители

Принято считать, что мужчины водят машину значительно лучше представительниц прекрасной половины человечества. Однако опыт тамбовских госинспекторов свидетельствует об обратном. Как отмечает Петр Муранов, многие тамбовчанки дадут за рулем фору сильному полу.

Причем не только в категории «В», где в автошколах их сейчас обычно насчитывается до 70 процентов списочного состава группы, но и в «С» и даже «Д». Петр Валерьевич с нескрываемой гордостью говорит о жительницах нашего региона, которые научились мастерски управлять автобусами или грузовыми машинами, получив права соответствующих категорий. Но в тоже время настаивает: разделение водителей по гендерному признаку на дороге недопустимо.

«Согласно ПДД водитель — лицо обезличенное и не имеет выраженной половой принадлежности. Он должен грамотно управлять источником повышенной опасности. Ошибок дорога не прощает», — говорит Муранов.

И хотя строгих требований к возрасту водителя, за исключением его совершеннолетия, нет, сотрудники ГИБДД предостерегают молодежь от слишком легкомысленного отношения к этой профессии, которая, по сути, выбирается на всю жизнь. Управлять машиной хотят многие, но далеко не каждый на это способен. Многолетний опыт приема квалификационных экзаменов в МРЭО ГИБДД по Тамбовской области как раз красноречиво свидетельствует об этом.

Читайте также: В Тамбовской области перевернулась маршрутка: один человек погиб, трое пострадали

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*