В рамках акции «Спасибо, медики!» тамбовский драмтеатр представил новый спектакль

Под занавес 2020 года, объявленного президентом России в связи с юбилейной датой – 75-летием Великой Победы, — Года памяти и славы, Тамбовский государственный академический драматический театр в рамках акции «Спасибо, медики!» показал медицинским работникам областного центра премьерный спектакль «».

Большой юбилей Великой Победы Тамбовский драмтеатр решил встречать не бравурным маршем, не развесёлым мюзиклом, а пронзительным жестоким романсом о судьбах, покалеченных войной девчонок. Спектакль «Апрельский романс», несмотря на столь романтичное название, настоящая драма. Так сразу и чётко определили жанр и автор, новосибирский драматург Дмитрий Рябов, и режиссёр-постановщик спектакля Максим Кальсин.

Достойная тема

Как давно уже было сказано: «у войны не женское лицо». Но, тем не менее, на фронтах Великой Отечественной войны сражались сотни тысяч советских девушек и женщин. Сколько их не вернулось домой, скольких искалечили пули и снаряды, конечно, можно было бы и посчитать. Но что сухие цифры. Сегодня они, к сожалению, мало кого трогают. А вот образы, которые воплотили на сцене Тамбовской драмы режиссёр и актрисы нового спектакля, за полтора часа так переворачивают душу, что, навряд ли, их забудешь.

Пьесу «Апрельский романс» предложил поставить к юбилею актёр Сергей Ильин. Новосибирский поэт и драматург Дмитрий Рябов работает в литературном журнале «Сибирские огни». Его драматические произведения уже шли на сценах различных российских городов. Но «Апрельский романс» написан всего года два назад и ещё не вошёл в репертуар ни одного театра. Так что воплощение пьесы на тамбовской сцене, это и российская премьера.

Делясь впечатлениями о пьесе, Сергей Ильин сказал:

«Сегодня на военную тему снято немало сериалов, поставлено спектаклей, но это в основном стрелялки. А душевных картин и постановок крайне мало. Особенно на тему «Женщина и война». Пьеса «Апрельский романс» меня и привлекла тем, что она о человечности. Моя бабушка прошла всю войну, но никогда не рассказывала о ней. Не любила вспоминать те страшные дни. Но мы должны знать о них. И, на мой взгляд, пьеса Рябова очень достойно раскрывает эту тему».

И здесь нельзя с ним не согласиться. В пьесе есть что играть. Даже при прочтении произведение Дмитрия Рябова имеет сильное эмоциональнее воздействие. В пьесе выписаны не шаблоны, о полнокровные персонажи, которым сопереживаешь уже на стадии читки. А уж когда, они воплощены на сцене, когда режиссёр и артисты вдохнули в них жизнь, эффект сопричастности зрителей с героями спектакля становится ещё более явственным. Ведь чувствуем же мы 9 Мая, что это наша Победа, что это наш, личный праздник. Вот и всем создателям спектакля удалось заронить в сердца зрителей ощущение, что герои «Апрельского романса» близкие, даже родные им люди.

Режиссёр «Апрельского романса» Максим Кальсин с волнением относится к теме войны, и особенно, к женщинам на войне.

«Ни в одной стране, — говорит он, — женщины не призывались на фронт. А в рядах Красной Армии их воевало свыше 800 тысяч. Они были медсёстрами и снайперами, лётчицами и танкистами. Советский Союз смог в годы войны перевести всё на тотальные военные рельсы. Фашистский рейх и хотел того же, но ничего не получилось. А наши люди ещё и в тылу работали ударно по 16 часов. И основная нагрузка там опять же легла на плечи женщин. Беспримерен подвиг женщин-медицинских работников и на фронте, и в тылу. Им мы и посвящаем свою работу».

Поэтому на программке к спектаклю и выведены слова «Василисе Родионовне Кальсиной и всем женщинам, сражавшимся и победившим в Великой Отечественной войне, посвящается».

Госпитальный Тамбов

Действие «Апрельского романса» разворачивается накануне победы в далёком тыловом сибирском эвакогоспитале 1239-бис. Это ещё одна причина, почему Тамбовский театр взялся за это произведение. Всю войну Тамбовщина была большой госпитальной территорией. Здесь действовали десятки эвакогоспиталей.

Специально для премьеры «Апрельского романса» в фойе драматического театра была развёрнута экспозиция «Госпитальный Тамбов», которую подготовила хранитель истории театра Эльвира Степанова. Фотографии, рисунки и документы для неё из своих фондов предоставили областной краеведческий музей, музей истории медицины, мемориальный Дом-музей архиепископа Луки.

Большая часть выставки, погружающая зрителей в атмосферу госпитального города, основана на материалах дневника Вячеслава Гроздова, сына главного хирурга Тамбовских эвакогоспиталей Тихона Гроздова. Тихон Митрофанович много сделал для становления хирургической школы в трудные годы войны. Его научные работы, военного времени, по оперативному вмешательству при осложнениях огнестрельных ран таза вошли в анналы отечественной хирургии как образец глубокого и оригинального исследования данной проблемы.

От любви до ненависти

Но самое удивительное, что и по складу своего характера, и по поступкам в то непростое для страны время, он очень напоминает главного героя «Апрельского романса» Алексея Хромова (Сергей Ильин). Это был волевой, принципиальный руководитель, не боящийся идти на конфликт с начальством ради дела, ради своих больных. Но, в тоже время, это умный и чуткий человек, прекрасно представляющий нелёгкую послевоенную судьбу своих подопечных. «А как жить? – отвечает он на вопрос инструктора Ложкина, — Сейчас для всех одно важно — победа, а потом каждый своё вспомнит. У того — семья, у того — убили, у кого руки-ноги, а кто полный ампутант…Им до смерти война будет сниться. А человеку должно сниться счастье».

Не морализуя, постепенно Хромову-Ильину удаётся поставить на истинно предназначенный ему путь врачевателя не только тел, но и душ, то и дело рвущегося на фронт молоденького порывистого инструктора ЛФК Ложкина (Вячеслав Шолохов). Ибо, как убеждён Хромов, «чтоб страна жила, надо дома строить и хлеб растить. И люди нужны без ненависти! Такие, как вы, кого не отравила ещё война эта поганая…»

А вот раненых девчонок из его госпиталя – 23-летнего снайпера Раю Ривкину (Александра Мандрикова), 24-летнего санинструктора Лиду Клюеву (Александра Коршунова), 18-летнюю прожектористку Тоню Виноградову (Екатерина Буй), 25-летнюю переводчицу Ольгу Шрайнер (Кристина Гречанникова) эта ненависть к врагу душит. Да так, что, не долечившись, они рвутся обратно на фронт. Потому что понимают, что война скоро закончится, а каждая, по собственному убеждению, не завершила своё воинское дело.

Непримиримая, вызывающе бравурно дерзкая, но, когда требуют обстоятельства, такая отзывчивая Ривкина-Мандрикова. Бесшабашная, яркая, с перепадами эмоций и чувств, вся нараспашку Клюева-Коршунова. Чувствительная, но принципиальная, нежная, но с ломкой психикой Виноградова-Буй. Стойкая, рассудительная, умная, умеющая сдерживать чувства Шрайнер-Гречанникова.

Все актрисы очень трепетно подошли к своим образам. Они постарались прочувствовать и донести до зрителей свою правду каждой из девушек. С такими страшно искалеченными телами, с несостоявшейся или состоявшейся, но потерянной любовью, они у них такие всё-таки гордые и отважные. И у зрителей то и дело наворачиваются на глазах слёзы. И скребёт на душе: до чего же гадкое и несправедливое это творение низких чувств некоторых человекообразных особей (их-то и людьми назвать – грех) – война.

Сложившемуся в спектакле удачному актёрскому ансамблю, удалось донести главный посыл авторов спектакля, что нет ничего более несправедливого, когда женщина, которую надо защищать, идёт сама защищать, когда она – созидательница — должна стать разрушительницей. Но есть в финале несколько маленьких и светлых надежд-лучиков, которые все же укрепляют и героев, и сидящих в зале, в мысли, что жить надо всегда и не смотря ни на что.

Читайте также: Последний рыцарь дворянского усадебного мира: к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*