Та сторона, где ветер

Глобальная миссия тамбовских часовых погоды

Порывистый ветер несёт по бетонке аэродрома не по-весеннему густую поземку. От здания, где располагается метеостанция до метеоплощадки около четырёхсот метров. Это расстояние необходимо, чтобы ближайшие строения не оказывали влияния на показания приборов, что фиксируют ветер, температуру, влажность воздуха и прочие параметры, определяющие погоду.

Каждый день и каждую ночь, через каждые три часа, в снег и дождь, в мороз и жару, метеорологи выходят на метеоплощадку, чтобы по этим обобщённым данным множества метеостанций можно было составить прогноз, которого все мы с нетерпением ждём, как самую неотложную новость, независимо от любых событий, происходящих в этом беспокойном мире.

Впрочем, тамбовская авиационная метеорологическая станция несёт особенную миссию. Её главная задача — метеорологическое обеспечение полётов аэропорта «Тамбов», где несмотря на все экономические и пандемические трудности нашего не самого благополучного времени совершается более восьмисот вылетов в год и в дальнейшем интенсивность полетов планируется только увеличивать. И всю эту нелегкую миссию обеспечивает маленький, но дружный коллектив авиаметеостанции, состоящий всего из двенадцати человек под руководством своего душевного, но в то же время очень требовательного руководителя Татьяны Камаевой.

Дежурная смена на посту (слева направо): техник-метеоролог Светлана Пчелинцева, начальник АМСГ Татьяна Камаева, инженер по электронике Илья Климкин, техник-метеоролог Елена Попова

Впервые после окончания Саратовского государственного университета она пришла сюда в беззаботном 1979 году. По крайней мере, так тогда казалось. Тамбовская гидрометслужба переживала подъём, оснащалась новым оборудованием, у нас появилась своя гидрометосерватория, и перспективы развития были налицо. Но последовавшая затем кризисная эпоха не могла не отразиться на состоянии службы погоды.

В стране было не до науки, а значит и не до нормального финансирования подразделений Госкомгидромета. Но есть такая простая вещь, которую не убьёшь материально — верность профессии. Этого Татьяне Михайловне, как и многим другим её тамбовским коллегам, не занимать. А потому область продолжала получать точные прогнозы погоды несмотря ни на что, в том числе благодаря навыкам Татьяны Камаевой, составлявшей их в качестве синоптика в Тамбовском Гидрометцентре. На родную авиаметеостанцию она уже вернулась в качестве её начальника, и считает сложившийся за годы коллектив самым дружным и органичным, не говоря уже о его профессионализме.

Татьяна Камаева

Хотя, конечно, нельзя не признать, что специалистов с метеорологическим образованием не хватает. Однако стремление понять, освоить и достичь творит чудеса. При помощи коллектива, конечно. Например техник-метеоролог Светлана Пчелинцева — бывший библиотекарь. Но со всеми хитрыми приборами она давно на «ты». А главное, как считает Елена, это интерес к делу, которое не просто работа, а уже хизнь. И ответственность, конечно. Точно в определенные сроки одновременно со всеми метеорологами мира ты должен снять показания приборов, определить облачность, систематизировать и передать в Гидрометеоцентр. Минута в минуту. Ну а что касается обслуживания полётов, то здесь контроль за параметрами погоды ведётся непрерывно. А для этого на АМСГ-Тамбов (так официально именуется наша авиаметеостанция) имеются специальные суперсовременные средства.

К огромной радости метеорологов несколько лет назад в рамках федеральной программы здесь была смонтирована автоматизированная метеостанция, которая в автоматическом режиме принимает информацию от своих датчиков температуры, влажности воздуха, скорости и направления ветра, высоты облаков, дальности видимости и других метеопараметров. Вовсе это выводится на мониторы компьютеров и специальные дисплеи и может незамедлительно передано по каналам связи. И здесь опять помогает, как поётся в песне, «хозяйский тёплый женский глаз». Во время нашего посещения АМСГ у мониторов с данными автоматической метеостанции дежурила техник-метеоролог Елена Попова.

«Да, мы конечно, не диспетчеры, дающие указания пилотам, но от наших данных зависят их решения. Значит, мы тоже отвечаем за жизни людей. К этой необычной повседневности привыкаешь, внимание становится твоим автоматическим качеством. С одной стороны это напрягает, а с другой понимаешь, что без этого уже не сможешь. У нас очень хороший дружный коллектив, где есть взаимопонимание и взаимопомощь. А что ещё нужно для работы, которая должна приносить тебе счастье? Да, не больше, не меньше!» — призналась Елена.

Кстати, коллектив на станции преимущественно женский, как и вообще в гидрометслужбе. Так уж сложилось. И потому мужчины здесь в особой цене. И за их широкими плечами в виде технической подкованности дамы-метеорологи чувствуют себя как за каменной стеной. А за то, чтобы на станции всё работало без сбоев отвечают инженер по электронике, инженер по приборам и инженер-метеоролог. Такая вот счастливая тройка, у которой тоже полно забот. Но заботы эти приятные — чем больше техническое оснащение, тем лучше. А тамбовские метеорологи сейчас могут похвастаться не только современным оборудованием непосредственно на метеостанции аэропорта, но и крутым доплеровским метеорологическим радиолокатором с радиусом охвата в 360 километров. Тем самым мы можем давать соответствующую информацию в Липецк, Воронеж и другие окружающие города, где такого локатора нет.

И тем не менее при всём самом передовом техническом оснащении никто не отменял снятие показаний с обычных спиртовых термометров и самописцев-гигрографов, где «датчиком» влажности воздуха является просто человеческий волос. И за показаниями этих приборов снова будут подниматься в жалюзийную будку на метеоплощадке часовые погоды. Каждый день и каждую ночь, в снег и дождь, в мороз и жару… Чтобы мы снова узнали так нужный всем прогноз погоды.

Читайте также: Исправность тамбовских аттракционов проверяют эксперты из Санкт-Петербурга

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*