Рахманиновский фестиваль в Тамбове открылся концертом великого пианиста Николая Луганского

Восторгу не было предела

Уже после первой сыгранной Луганским сонаты Людвига ван Бетховена публика была в таком восторженном шоке, что несколько секунд сидела, замерев после затихшего рояля. И только после, очнувшись от этого пианистического волшебства, взорвалась аплодисментами. А потом были накатывающие волны восторга и от другой бетховенской сонаты, и от изящных «Эстампов» Дебюсси, и от мощных «Этюдов-картин» Рахманинова. Стоя, овациями, благодаря музыканта за подаренные потрясающие концертные мгновения, публика «уговорила» Николая Луганского их продлить. И артист, аж, три раза бисировал, исполняя блистательные рахманиновские шедевры.

Но слушателям пришлось испытать во время концерта и совсем иное удивительное состояние, когда в зале неожиданно во время исполнения Луганским очередного произведения погас свет. В полной темноте, не дрогнув не единой нотой, пианист продолжал играть, а слушатели, замерев так, что и дыхания не было слышно, внимали музыке в темноте. Думаю, у всех эта ситуация оставила неизгладимые впечатления. После завершения игры, сидящие только и могли, что аплодировать и дружно кричать «браво».

Ещё большей благодарностью к Николаю Луганскому наполнились сердца зрителей, когда уже после концерта сарафанное радио разнесло по фойе весть, что пианист играл с повреждённой после занятий спортом рукой. Но Луганский не отказался от выступления, лишь перед ним обезболил руку. Перед такой выдержкой можно только преклоняться. Ведь весь концерт публика только и восхищалась безупречной техникой, виртуозной игрой и невероятной скоростью летающих над клавиатурой пальцев Луганского, даже, не предполагая, что за всем этим кроется.

Фестиваль на просторах России

Фантастическое впечатление от игры Николая Луганского осталось и у виртуальных зрителей концертного открытия XXXIX Международного музыкального фестиваля имени С. В. Рахманинова. Потому что в этот день, как сказал в приветственной речи начальник областного управления культуры и архивного дела Юрий Голубев, обращаясь не только к зрителям в зале, но и Тамбовской области, и всей России, устроители Рахманиновского фестиваля организовали трансляцию выступления Луганского в Интернете на youtube и канале «Культура».

Юрий Николаевич назвал открытие XXXIX Рахманиновского фестиваля самым ожидаемым событием за последний год, так как с начала коронавирусной пандемии на Тамбовщине не состоялся ни один фестиваль.

«Сегодня мы сделали первый шаг и, наконец, наш знаменитый Рахманиновский фестиваль стартует, — подчеркнул он. — Интерес к сегодняшнему событию огромный. Я знаю, что билеты на концерт Николая Луганского были проданы в течение двух часов. Было много звонков, просили помочь попасть на его выступление. Но, к сожалению, у нас пока действуют ограничения Роспотребнадзора. Мы не можем полностью заполнять зал».

Вся тамбовская общественность, как отметил Юрий Голубев, рада тому, что художественный руководитель Рахманиновского фестиваля Николай Луганский нашёл возможность и сам приехал его открывать. Юрий Николаевич объявил и о новшестве нынешнего фестиваля. Его продолжением станет Детский фестиваль имени Рахманинова. Если сегодня большой фестиваль открывает народный артист России, то закрывать его будут одарённые дети Тамбовщины. Инициатором проведения Детского фестиваля имени С. В. Рахманинова выступил глава администрации области Александр Никитин. Он же и патронирует это детское фестивальное направление.

Выступивший следом за Юрием Голубевым директор Музея-заповедника С. В. Рахманинова «Ивановка» Александр Ермаков обратил внимание собравшихся на том, что он может приветствовать не только тамбовчан в зале, но гостей и других регионов.

«Авторитет фестиваля в России достаточно высок. И пример тому, гости в зале из Москвы, Петербурга, Пензы, Саратова, Воронежа. Радует, что зрительская география фестиваля растёт», — особо отметил Александр Иванович.

Рахманиновская весна

Как яростный пропагандист творческого наследия Сергей Рахманинова, Александр Ермаков не мог не сделать акцент на том, что весна для композитора всегда была праздником. Именно в весеннюю пору Сергей Васильевич начинал собираться в Ивановку. И к маю, как правило, он выбирался в имение. Именно весна стала одной из важнейших тем Рахманинова и в жизни, и в творчестве. У композитора есть кантата «Весна», романсы «Весна» и «Весенние воды». И все главные действия в жизни Сергея Васильевича тоже приходились на весеннее время. Он пришёл на эту землю весной, и земля проводила в последний путь его тоже весной.

Весной 1902 года Сергей Рахманинов женился на Наталии Сатиной и сразу после свадьбы, стал владельцем имения Ивановка Тамбовской губернии, которое ранее принадлежало родителям Наталии. Весной здесь родилась его старшая дочь.

Сегодня Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка» — это самое почитаемое нами рахманиновское место, куда стремиться каждый, кто любит творчество великого композитора и музыканта. «Главное, — заключил Ермаков, — что наш фестиваль сегодня открывает выдающийся российский музыкант. Всё, что появилось в Ивановке за последний 21 год, самое интересное, лучшее, это благодаря Николаю Львовичу, за что мы ему очень признательны».

В Ивановку с радостью

Но как подтвердил в интервью народный артист России Николай Луганский, которое он дал тамбовским средствам массовой информации, и сам музыкант очень многое черпает для себя из приездов на Тамбовщину и в Ивановку:

Я сюда приезжаю с огромным удовольствием. Это замечательный город. Здесь у меня много друзей, есть своя родная публика. На другом конце области находится замечательная Ивановка, где Рахманинов написал большую часть своих великих произведений. Поэтому приезжаю сюда с огромной радостью. Это для меня большое удовольствие.

В этом году вам удастся отдохнуть в Ивановке и сыграть концерт?

Насчёт отдыха не знаю. Все, кто ко мне обращается, рассказывает, где можно отдохнуть. Есть замечательные и неизведанные места и в России, и в мире. В прошлом году я, к примеру, очень много поездил по России, посетил много мест, где ранее не бывал.

Сейчас с заграничными гастролями стало несколько иначе, чем раньше. Теперь я выступал только в Испании. Только там проводят концерты практически также как России. Мне кажется, что это абсолютно нормально. То, что происходит в других странах, меня удивляет. Раньше бывало, я между какими-то заграничными городами приезжал в Тамбов. Сейчас же в основном я езжу по России.

В Ивановку в этом году приеду обязательно. Скорее по традиции это будет конец августа. И, естественно, я сыграю и концерт, и побуду в рахманиновском музее-заповеднике. Ивановка — это огромный импульс для творчества и работы.

Ваше отношение к идее, чтобы музей-заповедник в Ивановке стал музеем федерального значения?

Я более чем поддерживаю. С одной стороны, наша страна богата на таланты в самых разных сферах жизни, искусства и науки. С другой стороны, Рахманинов — он единственный. Таких личностей можно пересчитать по пальцам двух рук. Это величайший гений. И хорошо, что государство так положительно отнеслось к празднованию предстоящего 150-летия со дня рождения Рахманинова. Я надеюсь, что это никак не ущемит патриотическое чувство тамбовцев, но этот музей должен быть федеральным. Возможностей у музея, если он будет в федеральном подчинении, гораздо больше. Это удобнее, легче, быстрее напрямую решать вопросы с центром, который мог бы дать больше организационных и финансовых возможностей для развития музея.

На ваш взгляд художественного руководителя, что может придать ещё больший импульс нашему фестивалю?

Многое можно сделать. Что касается Ивановки, там, конечно, должен быть полноценный концертный зал. Сейчас там есть сцена, которая была построена по идее Михаила Васильевича Плетнёва. Я на ней играл однажды в сентябре. Хорошо сделанная открытая сцена, на которой может играть как пианист-солист, так и оркестр. Но всё-таки это летняя сцена. А если бы появился камерный концертный зал — это было бы замечательно. Я очень много лет об этом мечтаю, но пока, к сожалению, это настолько сложно, что федеральное правительство предпочитает решать более простые задачи.

Здесь же, в Тамбове хотелось бы, чтобы обязательно к 150-летнему юбилею Рахманинова открылась филармония. Я безумно благодарен театру, который много лет даёт эту сцену для концертов оркестров и самых разных коллективов, но ремонт всё-таки необходимо завершить и открыть филармонию. Я уже даже и позабыл, когда там играл.

А как вы оценивает акустику драмтеатра?

Она очень хорошая, но это театральная акустика. Вы здесь очень точно слышите каждый звук, даже шёпот актёра. Это прекрасно. Но у музыкального зала есть специфика. В концертном заде должно быть некое послезвучие. Звук должен потом путешествовать по залу. У нас есть примеры – Большой зал Московской консерватории, Большой зал питерской филармонии. Из более новых залов – изумительный концертный зал Мариинского театра. Есть и другие в Белгороде, Омске и других городах. И моя давнишняя мечта, чтобы такой зал был и в Ивановке.

Как вы планируете принять участие в праздновании 150-летия Рахманинова?

Конечно же, я приму участие. И буду играть огромное количество музыки Рахманинова. Есть идея, что в 2023 году мне удастся на концертах сыграть все его сочинения, которые были написаны им для рояля. Может это слишком грандиозный проект? Но уж, наверняка, все пять концертов Рахманинова сыграю. Уже намечено сыграть их в Польше, во Франции. Но думаю, что концерты будут играть многие пианисты, а вот все сольные произведения — это более масштабная задача. И, конечно, буду играть Рахманинова здесь, на Тамбовщине.

Какие произведения Рахманинова для вас наиболее любимые?

Я с огромным удовольствием играю всё, что написано Рахманиновым. Он гений! Он был величайшим пианистом. И не просто знал, а чувствовал рояль, как никто. Практически каждое его произведение – это большая радость. Поэтому не просто выделись какие-то любимые. Я вообще своё пианистическое обращение к Рахманинову начал с этюдов-картин.

Когда учился в пятом классе, сыграл два этюда-картины. Их нет в сегодняшней программе, возможно их сыграю в следующем сезоне. К 11 классу я выучил все 17 этюдов-картин. Поэтому я с удовольствием их играю, это моё воспоминание о детском периоде. Я безумно люблю играть его прелюдии и сонаты, которые совершенно разные. Но концерты Рахманинова — это вершина для любого пианиста. Поэтому выбрать что-то конкретное безумно трудно.

Для второго отделения сегодняшней программы я выбрал семь этюдов-картин Сергея Рахманинова и «Эстампы» Дебюсси. А вот первое отделение посвятил Бетховену. Он, наверное, самый пострадавший от пандемии. Во всём мире в 2020 году были намечены грандиозные торжества и фестивали, посвящённые 250-летию со дня рождения Бетховена.

Большинство, что было намечено в России, не состоялось, а в мире просто всё не состоялось. Массу и моих бетховенских программ не удалось сыграть. Но состоялась запись диска. Я записал 28-ю, 30-ю, 32-ю сонаты Бетховена. Но не в Италии, как планировалось, а в Большом зале Московской консерватории. Диск вышел и даже получил какую-то награду. Две — 30 и 32 — сонаты в честь Бетховена я включил и в тамбовскую программу.

Читайте также: Николай Луганский: «Не надо приходить «на Луганского», надо идти просто на музыку»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*