Супер автогонщик, хоккеист и музыкант: всё это о жителе Уварова Николае Тетюхине

В предстоящие выходные на Тамбовщине состоится открытый чемпионат области по трофи-рейду. Сильнейшие автогонщики региона, а также спортсмены из ближайших областей центральной части России проведут борьбу на просёлочных дорогах в районе деревни Берёзка Тамбовского района. Среди участников — один из сильнейших экипажей под руководством пилота Николая Тетюхина. За рулём внедорожника опытный гонщик более пяти лет, ещё 15 он провёл в качестве штурмана. Житель Уварова, помимо автомобиля, ещё увлекается хоккеем, он вратарь уваровской команды, а ещё он талантливый музыкант — в общем, разносторонняя и увлечённая личность.

В автотранспорт пришёл из спортивного ориентирования

Автоспорт (трофи-рейд) на внедорожниках по пересечённой местности на Тамбовщине стал развивать Александр Зайцев, можно сказать, что у нас эта дисциплина появилась одной из первых в России. До этого подобные соревнования, точнее фестиваль автоспорта под название «Ладога», проводился в Северной столице.

В Тамбовской области основателем развития этого вида был тренер по спортивному ориентированию, судья международной категории Виктор Дьячков. Николай Тетюхин в школьные годы также увлекался ориентированием, в Уварове он занимался у Юрия Платицына. Впервые увидел, как проходят соревнования, по видео. В тот момент казалось, что это авантюра и глупость — гробить свою машину на бездорожье, постоянно ремонтировать её.

«Было непонятно, зачем забираются в болотистую местность, в непролазную грязь, но оказалось, что это такой вид соревнований, когда на авто надо добраться до КП и сделать отметку, — вспоминает Николай Тетюхин. — Начал искать единомышленников среди друзей, показывал им видеокассету. Заинтересовывал, уговаривал. Откликнулись Роман Прохоренко и Олег Кудрявцев. У них были автомобили «Нива», обычные машины, которые использовали для повседневных нужд. Выехали на первые соревнования неудачно, оба утопили свои машины. Тогда решили специально для соревнований купить внедорожник «УАЗ», и вот уже двадцать лет участвую в этом виде спорта. Первый «уазик» запомнился. Его купили после аварии за смешные деньги — 20 тысяч рублей. Прежний хозяин перевернул машину и жаловался на недостаток, у автомобиля очень сильный был мотор, а гонщикам такой и требовался. Восстанавливали своими руками, в этом деле доверять ремонт техники нельзя. Чтобы во время гонок всё работало как надо и никому не предъявлять претензий. У автогонщиков правило: если хочешь добиться результата, то экипаж как минимум должен присутствовать при ремонте, а лучше всё делать самим. Незакрученный болт может стоить жизни. Первый гоночный внедорожник обошёлся за смешные деньги, всё собиралось бюджетно. Колёса купили от старых джипов, сварили каркас безопасности, и первый выезд с учётом восстановления, покупки обошёлся энтузиастам порядка пятидесяти тысяч рублей. На нём провели гонку в Тамбове на Красненском карьере. Приехали на соревнования все, даже жён с собой взяли. Всем было интересно, хотелось посмотреть, что получилось. Но Олег Николаевич скомандовал, чтобы облегчить машину, он поедет один, рассуждая, чем легче авто, тем лучше проходимость. Сейчас требования к весу машины на соревнованиях определены регламентом, например, Toyotа должна весить не менее 1750 кг, «Нива» — 1200 кг, «УАЗ» — 1550 кг. Тогда ограничений в весе не было, все, как могли, старались его уменьшать. Олег Кудряшов в этом плане был человеком практичным, к сожалению, в прошлом году его не стало. Он быстро понял, за счёт чего можно улучшить результат, но первый опыт был поучительным. Олег Николаевич хотел ехать один, но мы взбунтовались. «Всё делали вместе и не поедем!» — рассказывал Николай Тетюхин. — Тогда Олег решил облегчить внедорожник и оставил на старте домкрат, ручную лебёдку, которые в то время прилично весили, много других вещей. Даже слил часть бензина из бака. Когда проехали первый спецучасток и оказались в лесном массиве, то застряли в болоте и выяснилось — всё, что было для спасения, у нас отсутствует. Произошёл скандал, но было весело».

В автогонках Николай Тетюхин участвует более двадцати лет. У его экипажа были разные машины, «УАЗ» сменили на Pajero, затем Suzuki, сейчас гоняют на Toyotе. Пилотом стал лет пять назад, до этого выполнял обязанности штурмана.

Любовь к технике с детских лет

К технике Николая приучали в детстве два деда, один работал на тракторе, так что гаечные ключи ему и старшему брату вручались регулярно, а у деда по материнской линии был «ГАЗ-69» и его мальчишки осваивали по полной программе.

«Дед жил на окраине Уварова в районе сахарного завода, и когда отправлялся по делам, он работал снабженцем, то мы с братом быстренько забирались в сарай, открывали ворота, выгоняли «газик» и вперёд по просёлочным дорогам. У автомобиля была пониженная передача, поэтому управлять было легко. Однажды наше приключение завершилось неудачей. Решив переехать ручей, как это делал дед, мы утопили автомобиль. Жутко перепугались. Дед вернулся, а внедорожника нет. Тут и выяснилось почему в баке бензин пропадает! Больше не угоняли. Видимо, езда по бездорожью отложилась в памяти, в будущем это стало моим серьёзным увлечением», — расказывает Николай.

Как идёт подготовка к соревнованиям? На этот вопрос Николай Тетюхина отвечает так: «Всё зависит от техники». Автогонщик испробовал многие типы автомобилей и свой выбор остановил на Тоyоte. Она во многом уступает другим моделям, кроме самого главного, — надёжности узлов. Мотор очень большой, в некоторой степени слабый, но он везёт до последнего. Это касается и моста. Тоyоta меньше требует времени на подготовку.

До места стартов гоночный автомобиль перевозят на специальном прицепе. Для езды своим ходом по асфальтовым покрытиям такие автомобили не предназначены, некоторые модификации доработаны именно под гонки и выглядят как самоделки, но по специальному спортивному паспорту можно перемещаться по дорогам общего пользования с соблюдением всех правил в день гонок. Но как ни готовься, у гонщиков существует понятие «последней гайки». До начала заезда осталось пара часов, но где-то что-то надо подтянуть, тут надо посмотреть. Это процесс бесконечный.

На трассе во время гонок все хотят показать результат, поэтому, если кто-то увяз в болоте, завалился набок, конечно, без угрозы жизни и здоровью, соперник проедет мимо. Друзей на соревнованиях нет, в обычной жизни взаимовыручка автомобилистов — это святое, а в гонках — каждый за себя.

«Суть нашего вида спорта именно в том, как проехать трассу с минимальными потерями. Вырваться вперёд по ходу дистанции — ещё не победа. Можно ошибиться, и соперник обязательно это использует. За двадцать лет гонок были моменты, когда приходилось оказываться в непростых ситуациях. Самое страшное — это когда в первый раз оказываешься перевёрнутым. Долгое время этого избегал, но когда произошло, то оказалось всё не так и жутко. Это случилось на гоночной трассе вблизи Стрельцов. Нежно завалились на крышу, но ремни безопасности оказались хорошие, каркас сработал, ничего не смялось, даже лобовое стекло не треснуло. Лежал и думал — и чего так боялся!» — признаётся гонщик.

Автоспорт — дорогое удовольствие

За сезон обслуживание гоночного автомобиля и участие в соревнованиях обходится по-разному. Лицензия от федерации автоспорта, в которую входит автостраховка — это 1,5 тысячи на человека (пилот плюс штурман). Стартовый взнос на соревнования, в нашем регионе он по сравнению с другими не такой большой, от двух до четырёх тысяч рублей. Доставка машины за счёт своего прицепа. Ремонт, всё зависит от поломки, у каждого автомобиля свои слабые места, но чем опытнее гонщик, тем повреждений меньше. В среднем гонка обходится от 10 до 20 тысяч рублей, а в год пять-шесть соревнований как минимум.

«Мне интереснее участвовать в гонках, чем, например, лежать на морском пляже. Жена относится к моему увлечению негативно. Пробовал её привлекать к этому виду спорта, но это не её. У нас есть семейные экипажи, и в этом плане у них согласие. Семейный экипаж муж и жена Кириченко из Воронежской области, так вот он ей на день рождения подарил лебёдку, на 8 Марта — трос, и она была просто счастлива. Как тут не будешь завидовать? Когда в первый раз после соревнований принёс постирать форму, она мне сказала, что если ещё раз принесу, она уедет к маме в Воронеж. Приходится просить. Вот в Воронежскую область отпускает легко, поедет с нами, сама погостит у родственников», — делится Николай.

Экипаж из Уварова хорошо знают не только по соревнованиям на территории региона, но и за её пределами.

Сейчас штурманом у Николая является Олег Долгов. Роль пилота важна, он выбирает максимальную скорость на участке и должен виртуозно владеть вождением, но не менее значима и роль штурмана. Именно он выбирает на карте участки, где лучше добраться до той или иной точки, безопасно объехать деревья, заболоченную местность. Во время гонки общается экипаж с помощью переговорного устройства, если штурман ушёл разведывать участок, связь доступна на несколько сот метров.

В последние годы уваровский экипаж добивался хороших показателей, в 2019 году на областных соревнованиях Николай Тетюхин выполнил звание «кандидат в мастера спорта», в данном классе это наивысший показатель; чтобы стать мастером спорта, надо победить в чемпионате России.

«В этом плане у нас в области очень хорошо работают региональная федерация автоспорта и облспортуправление. Нам есть, с чем сравнивать, общаясь со спортсменами других территорий, знаю, что у них проблемы в этом вопросе», — говорит Николай Тетюхин.

Отражал шайбы в воротах, на сцене рвал струны гитары

Успех в автоспорте зависит от умения готовить машину и управлять ею, как в хоккее, где залог победы — владение коньками и клюшкой. Много лет Николай Тетюхин на вратарской позиции защищал цвета уваровской команды в чемпионате Тамбовской области, любительской хоккейной лиге.

Как пришёл на лёд, так и стал стражем ворот. Голкипер — это полкоманды. От него многое зависит, и вратарская позиция схожа с ролью штурмана в автогонках, когда от героя матча до антигероя — всего шаг. Совершил ошибку, подвёл команду — и весь негатив на вратаря. Неправильно выстроил штурман маршрут — проиграна гонка, и все претензии в его адрес. И наоборот, выручил голкипер ледовую дружину — герой. Штурман сумел найти безопасное место на трудном участке — молодец. Правда, в отличие от хоккея, в автоспорте на финише лавры больше достаются не штурману, а пилоту.

Если человек увлечённый, то обычно во многих сферах. Николай Тетюхин не только автогонщик, хоккейный вратарь, но и музыкант. Освоил практически все инструменты, и было время, когда без группы, в которой он выступал, не обходилось ни одно мероприятие. А на скольких свадьбах приходилось веселить публику — не счесть! В разных составах играл Николай, на разных инструментах, но больше всего на гитаре.

«Сейчас практически не удаётся собираться на сцене, но музыку люблю. У меня в коллекции 11 гитар, все они разные, но каждая дорога по-своему. С одной играл во всех группах, другая была сделана по спецзаказу. Посещал фестивали с участием групп «Нашествие», «Крылья», был на концертах «Калинов мост», «Крематорий», «Пикник», много других коллективов», — делится Николай.

Отражать шайбы на ледовых аренах, рвать струны на сценических площадках — эти увлечения отошли на второй план, сейчас всего себя он отдаёт автогонкам. В ближайших планах посещение соревнований в Саратовской области, Пензе, Брянске, Воронеже и, конечно, гонки на тамбовской земле, здесь родные места, старые друзья-соперники.

В этом году есть желание поучаствовать на этапе чемпионата России. Выезд на такой уровень — шаг серьёзный, и пока экипаж к нему не готов. Должна быть собрана команда: механики, ответственные за питание и быт в лагере и т. д. Один из этапов пройдёт в Мурманске, и в этот северный город везти машину очень проблематично. Ещё этапы пройдут в Карелии, Геленджике, а преодолеть две тысячи километров пути — задача сложная. Но если поставлена цель, то к ней надо стремиться.

Читайте также: К вершине из пропасти на ручном управлении

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*