Петр Алёшкин: «Все мои взгляды, отношение к жизни сформировались на тамбовской земле»

Несколько месяцев назад писатель Пётр Алёшкин получил из родной школы дарственную фотографию с таким текстом от учителей:

«Продолжением урока литературы стал внеклассный арт-час «Этюды о писателях», где в театрально-литературной форме учащиеся вместе со зрителями прошлись по различным уголкам литературной гостиной, заглянув к Пушкину, Тургеневу, не забыв «навестить» и своего земляка писателя Петра Алёшкина, многие произведения которого знают все ученики школы!»

Конечно же, Петру Фёдоровичу было приятно, что ему из родных мест не забывают прислать весточку и что его произведения знает и обсуждает подрастающее поколение земляков.
Теплом отозвалась и милая случайность: в аудитории, где проходило мероприятие, стол с его портретом и книгами стоял как раз под портретом Тургенева. А ведь российские литературоведы давно уже называют Алёшкина современным Тургеневым.

Знаковая фигура

Как и великий классик, Алёшкин в своих произведениях старается показать высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина. Это верно и оттого, что он сам имеет крестьянские корни. Русский человек в понятии Петра Алёшкина — русский крестьянин. Пусть даже герой его давно москвич и давно инженер, учитель, торговый работник, рабочий-лимитчик. Всякий герой «Русской трагедии» (цикл книг Петра Алёшкина, включающий романы «Герой наших дней», «Откровения Егора Анохина», «Трясина Ульт-Ягуна», «Беглецы» и другие – Прим. авт.) остаётся тем самым крестьянином, что был рождён на воле.

Он рос под крытой ржаной соломой крышей, первые шаги сделал по пыли окружённого ивовым плетнём двора навстречу гогочущему гусиному стаду. И обязательно все герои эти (или, в крайнем случае, их отцы и матери) родом из Тамбовской области, из Уваровского района, из села Масловка – того места, что является источником силы и мужества автора книг, рассказавшего о судьбе страны своей со столь беспощадной правдой, что прозвучала она словосочетанием «Русская трагедия». За этот шеститомник Алёшкин был удостоен литературной премии имени Льва Толстого.

«Пётр Алёшкин – фигура знаковая в современной русской литературе, — утверждает прозаик и критик Валерий Куклин. — Он всегда пишет правду о России, какой бы горькой она ни была. В принципе, это – основное качество, которое отличает русского писателя от русского политика. Последний для выражения своих мыслей и чаяний говорит о массах, о потребностях безликой толпы, до которой, по сути, ему и дела-то нет. Настоящий русский писатель повествует о судьбе отдельно взятой личности, которую вместе с читателем и любит, и уважает, и ценит».

Корни

Когда Петра Алёшкина, известного писателя, директора издательства «Голос-Пресс» и редактора журнала «Наша молодёжь», проживающего в Москве, спрашивают о связях с родным краем, он пылко утверждает, что и сегодня остаётся до мозга костей тамбовчанином.

Ибо корни его в тамбовской земле, на которой он вырос, которая вскормила и воспитала его.
«Все мои взгляды, отношение к жизни — всё сформировалось здесь», — считает Пётр Фёдорович.
Конечно, из-за огромного объёма писательской, издательской и общественной работы Алёшкин уже не так часто, как хотел бы, бывает в родной Масловке. Сейчас же издательская и общественная деятельность настолько поглощают время, что даже писательские замыслы, как сетует Алёшкин, не удаётся воплощать полностью.

 

Правда, он продолжает работать над большим произведением – эпопеей «Россия». Герои эпопеи — всё те же представители бесконечно огромной семьи Анохиных-Чиркуновых, чьи судьбы неразрывно связаны с Масловкой.

Тамбовская земля, что даёт жизненные силы литературным персонажам Алёшкина, в первую очередь «питает творческими соками» самого автора. Он всегда ностальгически вспоминает бескрайние поля вокруг небольшого села, дома под соломенными крышами, обитатели которых в послевоенную пору прошлого века жили ещё при керосиновых лампах.

Сегодня при всей занятости Пётр Фёдорович не забывает о соцсетях и довольно часто выказывает своё мнение, обсуждая российские проблемы, делится воспоминаниями.

Так, поздравляя всех с Троицей, Алёшкин написал:

«Праздник был одним из любимейших праздников детства. На Троицу мы, дети, с раннего утра рвали траву на берегу реки, ломали ветки тут же. Охапками несли домой. Травой покрывали пол, а ветки укрепляли на стенах, втыкали за иконы, портреты, зеркала. А днём — игры на нашем большом лугу. Собиралась почти вся деревня. Молодёжь играла в салки, лапту. Потом появлялись гармошки, и начинались пляски. И так до позднего вечера. Как стемнеет, перетекали в клуб. Веселье продолжалось там».

Мечта

В начале 50-х были прочитаны первые книги. А первые рассказы мальчик написал при тусклом керосиновом дрожащем огоньке. Ведь электрическую лампочку Пётр впервые увидел только в 17 лет. Удивительно, что парень, родившийся в семье неграмотных крестьян и проведший детские и отроческие годы в глубинке, ещё будучи малышом решил стать писателем.

Когда старший брат пошёл в школу, любознательный пятилетний Петя осваивал грамоту вместе с ним. Он быстро научился читать и с той поры поглощал книги в огромном количестве. Благо, в соседнем селе была великолепная библиотека, в которой оказалось большое собрание русской и зарубежной классики. Мальчик бегал за три километра чуть ли не каждый день, брал книги и читал запоем. Вот тогда-то он твёрдо и определил для себя, что непременно будет писателем. Из книг Петя понял, что для этого необходимо хорошо изучить жизнь. Так появилась цель — получить высшее образование и объездить страну.

Трезво оценивая свою подготовку после окончания средней школы, юноша понял, что поступить в Московский литературный институт с его деревенским образованием нереально. Поэтому стал готовиться на филологический факультет Тамбовского педагогического института.

Но и тут оказались свои трудности. В 1966 году страна переходила на десятилетку. Поэтому в тот год из школ выпускали сразу и десятые, и одиннадцатые классы. Это, естественно, вдвое увеличило конкурсы в институтах. Алёшкин в институт не поступил, вернулся в Масловку и год до армии работал трактористом.

Демобилизовавшись из армии, Пётр решил идти на заочное отделение Тамбовского пединститута. А поступив на филфак, уехал работать в Харьков. Здесь он получил специальность плотника пятого разряда, трудился на домостроительном комбинате. Затем работал на Харьковском тракторном заводе.

А спустя несколько лет по комсомольской путевке отправился строить железную дорогу Сургут — Уренгой. Так что все его будущие романы основаны на реальных событиях, описывают разнообразные технологические процессы и особенности рабочих профессий со скрупулезной достоверностью. Недаром рецензенты произведений Алёшкина называют писателя энциклопедистом жизни.

Окончив педагогический институт, Пётр решил продолжить обучение. В литературный институт с уже имеющимся филологическим образованием не брали, поэтому Алёшкин решил попробовать свои силы во ВГИКе. Подготовиться как следует он не успел. Поступал на авось, лишь бы почувствовать атмосферу, а уж на следующий год подготовится основательно. Но так получилось, что вступительные работы Алёшкина произвели впечатление на приёмную комиссию, и он в числе 15 абитуриентов был зачислен на кинодраматургическое отделение ВГИКа, которое окончил в 33 года.

Реализовать себя

Следующий важный этап жизни Пётра Алёшкина связан с издательством «Молодая гвардия». В тот момент освободилось место редактора, поэтому объявили конкурс. На вакантное место претендовали шесть человек, в том числе и Алёшкин. Им дали задание: написать литературное заключение на определённые работы. И, как потом узнал Пётр Фёдорович, он в своей работе сделал те же замечания, что и бывший редактор, ушедший на повышение.

После испытательного срока работы в издательстве Алёшкину объявили, что он «пришёлся ко двору». А через два года во время профессионального конкурса Пётр Фёдорович был назван лучшим редактором «Молодой гвардии».

Как только в России появилась возможность создавать частные издательства, Алёшкин решил попробовать себя и на этом поприще. Он открыл издательство «Глагол», которое довольно успешно выпустило несколько книг. Когда же вышло постановление об организации издательства московских писателей «Столица» и был объявлен конкурс на должность его директора, то Алёшкин вступил в конкурсную борьбу с маститыми кандидатурами, но именно ему доверили «Столицу».

Через год издательство гремело на всю страну. Как считает Петр Фёдорович, добиваться цели ему помогает настырный характер и желание всё делать как можно лучше.

Правда, не всегда собственные желания совпадают с желаниями других. Конкурентная борьба вокруг издательства «Столица» развернулась не на шутку. И через полтора года Алёшкин покинул пост директора. Все события в издательстве «Столица» и вокруг него он описал в романе «Беглецы».

Но разве трудности могут сломить неуёмную натуру Алёшкина? Он открывает издательство «Голос», которое успешно работает на книжном рынке вот уже несколько десятилетий. Благодаря этому издательству впервые увидели свет книги Леонова, Пикуля, академическое собрание сочинений Есенина. «Голосом» изданы собрания сочинений Бальзака, Золя, Стендаля… Не забывает Алёшкин и о земляках. В тяжёлые 90-е годы помог многим тамбовским писателям опубликовать свои произведения.

Группа 17

Сегодня издательство «Голос-Пресс» (так оно ныне именуется) выпускает десятки наименований произведений в год. Пристальное внимание Пётр Фёдорович уделяет произведениям современных писателей-реалистов, которых он в 2004 году объединил в «Группу 17». Предыстория появления этого литературного сообщества кроется опять
же в широкой издательской деятельности Алёшкина. Трудясь на этом поприще, он стал участником создания новой книжно-издательской системы, которая неразрывно связана с книжными ярмарками.

По мнению Алёшкина, сегодня в России, особенно в провинции, активно работают выдающиеся писатели-реалисты, продолжающие традиции классиков. Вскоре литературные газеты России опубликовали «Манифест «Группы 17».
А через год она в своих рядах насчитывала несколько десятков писателей. Среди них, кстати, жена и сподвижница Алёшкина Татьяна Жарикова.

«Нам хотелось показать, — говорит Алёшкин, — что русская литература сейчас в расцвете. Самое важное для нас, чтобы литературное слово производило эстетическое наслаждение. Ведь литература, прежде всего, это искусство слова. Мы не пересказываем события, а изображаем их, как художники, чтобы читатель жил жизнью героев, вместе с ним переживал его чувства и сам становился героем».

Этого принципа Пётр Алёшкин придерживается и ныне при создании собственных романов, повестей, рассказов и политических сказок. Его книги выходят миллионными тиражами, переведены на несколько языков мира. Известные романы писателя увидели свет в США, Франции, Германии, Португалии и других странах. Сегодня Пётр Алёшкин – автор более 20 книг, три из которых стали бестселлерами.

Работая над романом «Откровение Егора Анохина», касающегося крестьянской войны на Тамбовщине, Пётр Фёдорович поднял и изучил большой пласт архивных материалов по антоновскому движению. Многие из них были им впервые опубликованы на страницах печати. Найденные материалы по крестьянскому протестному движению в России легли в основу кандидатской, а затем докторской диссертаций Алёшкина.

За книгу «Крестьянские восстания в России в 1918-1922 гг. От махновщины до антоновщины», написанную совместно с Юрием Васильевым, наш земляк удостоен премии имени Н. Карамзина.

Охватывая взглядом столь многогранную деятельность Петра Алёшкина, удивляешься: и как его на всё хватает? Но тут, наверное, ему помогают и неиссякаемый оптимизм, и неуёмный характер, и желание жить, быть в гуще событий и обязательно делать что-то полезное людям.

Читайте также: Память о писателе

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*