Музыкальный критик объяснил новый бум грампластинок

18 мая меломаны всего мира отмечают знаковую дату. В этот день, в 1888 году, в США была продемонстрирована первая грампластинка, ставшая в результате самым популярным аудионосителем ХХ века.

Ее изготовил немецкий инженер Эмиль Берлингер, и она до сих пор хранится в Национальном музее в Вашингтоне. Сейчас винил вновь на гребне популярности: многие современные группы выпускают альбомы в формате «винтажных» пластинок. Что это – подарок «консервативным» ценителям и коллекционерам? Или «виниловый» звук действительно качественно отличается от ставшего привычным цифрового? Об этом корреспондент «ПолитРоссии» побеседовал с музыкальным критиком, журналистом и писателем Алексеем Певчевым.

Другая эстетика

Как оказалось, Алексей и сам большой любитель винила: его коллекция насчитывает более тысячи пластинок. По его словам, грампластинки для многих связаны со светлыми воспоминаниями о юности.

«Сейчас музыка стала доступной благодаря цифровым платформам в Интернете, с которых можно скачивать треки в огромном количестве, – объясняет он. – Но для людей, родившихся в СССР, поиск интересной музыки (я имею ввиду не официально разрешенные пластинки от фирмы «Мелодия», а записи западных групп, исполняющих, к примеру, джаз или рок) – это всегда было связно с азартом, охотой. Новую музыку мы открывали на виниле. Когда все – и звук, и форма, и содержание – сходились в едином порыве, возникал тот удивительный эффект, который многие из нас хотят вернуть и повторить, и который для нас очень важен».

По словам Алексея Певчева, бум винила длился многие десятилетия. Однако примерно в 90-е годы ХХ века, когда в музыкальную индустрию «ворвалась» цифровая запись (популярность быстро завоевали удобные и компактные CD-диски), о грампластинках начали забывать. Перерыв длился до начала 2000-х годов: именно тогда интерес к винилу стал возрождаться.

«Произошел своего рода виниловый ренессанс, – рассказывает музыкальный критик Алексей Певчев. – В чем отличие грампластинки от компакт-диска? Это, конечно, совершенно другое – другой уровень звука, другая эстетика. Важен даже сам ритуал – когда извлекаешь пластинку из конверта, ставишь на проигрыватель, затем переворачиваешь. Некоторые смеются, но для многих это остается неким сакральным действием».

Живой звук

Винил создает особую – «ламповую» – атмосферу. Но настоящие меломаны ценят его не только за это. Как утверждает Алексей Певчев, звук на грампластинке не сравним со звучанием компакт-диска. Современные группы, которые выпускают альбомы на виниле, следят, чтобы соблюдались технические параметры, обеспечивающие тот самый – уникальный, свойственный только винилу звук.

«Конечно, многое зависит от субъективного восприятия, – поясняет он. – По мне, звук на CD звонковат, он более «искусственный» по сравнению с «живой» и глубокой виниловой записью».

Певчев убежден: ты можешь выучить каждую нотку легендарных Led Zeppelin, The Beatles или Pink Floyd, но до конца понять и прочувствовать, что изначально было заложено в их гениальной музыке, можно только с помощью винила. К тому же желательно поставить именно пластинки тех лет, когда были написаны эти альбомы. Раритетные грампластинки продаются до сих пор – в специализированных магазинах.

«Те отделы в супермаркетах, где предлагают виниловые пластинки – это ерунда, поскольку большинство выставленных товаров – копии, сделанные с цифровых носителей. Коллекционеры ищут настоящий винил в Интернете или в специальных лавочках, которых хватает по всему миру», – рассказывает Певчев.

Музыкальный фастфуд?

Означает ли это, что формат mp3 – это своего рода музыкальный фастфуд? Алексей Певчев отвечает: Интернет-платформы с цифровыми записями он, в основном, использует только для ознакомления.

«Например, я вижу пластинку неизвестной группы 60-70-х годов, и я не уверен, что она мне нужна, – объясняет критик. – Тогда я захожу в Интернет, слушаю и либо покупаю винил, либо отказываюсь от покупки».
Это удобно и практично, с одной стороны. С другой – немного портит «музыкальную сказку», считает Певчев.
«Раньше при покупке незнакомой пластинки до конца сохранялась некая интрига – будет круто или нет. Сейчас перестраховываешься», – объясняет музыкальный критик.

При этом Певчев не спешит объявлять mp3 врагом.

«Есть масса людей, для которых музыка – это просто развлечение, фон. Они качают в Интернете одноразовую музыку, потом стирают… Кого-то это устраивает, кто-то через mp3 приходит к серьезным исполнителям. И то, и другое – нормально. Главное, чтобы у человека была возможность выбора – в каком формате и на каких носителях слушать музыку», – уверен журналист.

Бессмертная «вертушка»

Если есть современный винил – значит, есть и современная аппаратура для пластинок? Отличается ли она от старших проигрывателей-предшественников?

«Принцип «вертушек» не изменился. Комплектующие только сейчас используются другие. На новой аппаратуре можно слушать и современные, и раритетные пластинки, – объясняет Алексей Певчев. – Но чтобы получить аутентичный звук, соответствующий времени записи пластинки, лучше использовать винтажный проигрыватель».

Как оказалось, достать такие проигрыватели несложно. По словам Певчева, в свое время было налажено их массовое производство по всему миру.

«Виниловых проигрывателей было выпущено очень много, и сейчас, когда индустрия закрутилась заново, можно найти европейские или японские винтажные «вертушки» в хорошем рабочем состоянии», – говорит музыкальный критик.

Создавали проигрыватели и в нашей стране: причем, по словам Алексея Певчева, в СССР была создана мощная техническая база, велись новаторские разработки. Однако после распада Советского Союза производство было заморожено.

Влюбленные в винил

Любовь к винилу объединяет многих увлеченных музыкой людей. По словам Алексея Певчева, в социальных сетях немало сообществ, где знакомятся и общаются коллекционеры. Средний возраст собирателей винила – от 25 до 80 лет. Еще одно интересное наблюдение, которым поделился Алексей: в основном, грампластинки коллекционируют мужчины.
Пластинки более уязвимы, чем компакт-диски, а потому требуют бережного отношения.

«Конечно, есть некоторые условия, которые нужно соблюдать. К примеру, пластинки должны стоять вертикально, в стеллаже с прочными полками (весят грампластинки немало). Стеллаж нельзя ставить возле отопительных приборов. К тому же винил надо хранить в двух пакетах – внутреннем и наружном. Это все, что нужно делать», – перечислил Алексей.

При этом музыкальный критик добавил, что не относится к винилу как к музейному экспонату.

«Пластинка – это тот же аудионоситель, созданный для того, чтобы его слушать, а не хранить», – считает он.
Ранее Алексей Певчев в интервью «ПолитРоссии» рассказал о значении рок-музыки в мировой культуре и развеял самые нелепые стереотипы о рок-музыкантах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*