Закон «О медиа»: свобода слова на Украине оказалась под угрозой

Автор Telegram-канала «Брюссельский стукач» выяснил, почему чиновники Украины пытаются узаконить цензуру в стране, игнорируя недовольство местного населения и отрицательную реакцию Запада. Подробнее – в материале Федерального агентства новостей.

Скандальный законопроект «О медиа» вызывает больше возмущения, чем положительных откликов. Защищают инициативу только ее авторы – депутаты президентской партии «Слуга народа», а также подконтрольные им эксперты и юристы. Однако в украинском обществе зреет недовольство. Есть конкретные вопросы и от Евросоюза, членом которого пытается стать Украина.

В минувшую пятницу с резким заявлением выступили в Национальной ассоциации украинских медиа, куда входят более 100 телерадиоорганизаций из разных регионов Украины. Глава правления ассоциации Татьяна Котюжинская раскритиковала законотворческую инициативу украинских депутатов.

По ее словам, он приведет к тому, что любой телеканал, интернет-сайт запросто лишатся лицензии либо регистрации. Это может произойти в течение одного дня или за 16 дней при самом «наихудшем» раскладе, если законопроект все-таки одобрят.

«Сегодня юристы разработчики законопроекту 2693-д будут утверждать обратное и убеждать всех, что «все будет хорошо» и «хуже, чем сейчас, быть не может». Дискуссии у нас с ними не получится, поскольку они ее всячески избегают. Даже онлайн-обсуждения законопроекту пытаются проводить без тех юристов, кто придерживается противоположного мнения», – подчеркнула Котюжинская.

Также местными чиновниками не учитывается ряд рекомендаций Евросоюза. В Офисе Совета Европы указывают на невыполнение обязательств со стороны Украины, которая до сих пор не привела в соответствие свои медийные законы со стандартами ЕС и положениями Директивы об аудиовизуальных медиауслугах.

«Учитывая международные обязательства Украины, важно, чтобы законопроект полностью соответствовал стандартам Совета Европы и положениям Директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслуг — стоит либерализовать регулирование онлайн-медиа и печатной прессы, а также предоставить дополнительные гарантии от возможных злоупотреблений при применении санкций (таких, в частности, как блокировка онлайн-медиа)», – говорится на странице Офиса Совета Европы в «Фейсбуке».

Изначально проект закона «О медиа» в украинском парламенте зарегистрировали в конце декабря 2019 года. Документом предусматривалось регулирование деятельности телерадиовещания, печатных изданий, онлайн-медиа, других сервисов и платформ информации.

Закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе, и 19 мая 2020 года Верховная рада отправила его на повторное первое чтение. Проект претерпел существенные изменения, но это только усилило недовольство среди украинцев. Недавно более 100 журналистов и экспертов подписали открытое письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому, руководству Верховной рады и европейским партнерам Украины, в котором призвали не поддерживать законопроект, который, фактически, вводит цензуру. Сейчас число сторонников его отмены увеличилось до двухсот.

И старая, и новая версия законотворческой инициативы критиковалась в ОБСЕ. С участием представителя этой организации по свободе СМИ Арлема Дезира в феврале подготовлены два отчета, где говорилось о несоответствии многих положений международному законодательству.

В частности, указывалось на размытые формулировки в разделе об ограничениях, налагаемых на СМИ. При этом Дезир склонен считать, что давление на медиасообщество является одним из «инструментов цензуры», которые государственные власти могут использовать в отношении неугодных поставщиков информации.

Сам законопроект официально не опубликован. С отдельными его выдержками можно ознакомиться только на страницах украинских изданий, неформально получивших доступ к тексту. Исходя из прочитанного, можно сделать вывод, что информационную опричнину будет осуществлять Национальный совет по телевидению и радиовещанию. Он наделяется неограниченной властью, казнит и милует не только СМИ, а любых поставщиков информации: блокирует медиапродукты, устанавливает штрафы или запреты на дальнейшую деятельность.

Основные усилия в законопроекте сосредоточены на современной России. При этом сообщается, что конкретного упоминания «Российская Федерация» авторы инициативы избежали, заменив его словосочетаниями «государство-агрессор» и «его правопреемники». Запрещены любые публикации о России, ее должностных лицах или организациях в положительном ключе. Такие материалы будут рассматриваться как пропаганда, призывы к насильственному нарушению территориальной целостности. Это касается и «неверных» суждений о воссоединении Крыма или событиях на юго-востоке страны.

Попытки оправдать медийные «репрессии»

Пока обращения журналистов местных СМИ, общественных и медийных организаций Украины, а также международного сообщества остаются без внимания. А большинство украинских СМИ (как будто закон уже действует) расхватывают на цитаты высказывания авторов-законотворцев, оправдывающих свое детище. Так, по словам председателя комитета Верховной рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Никиты Потураева, никакая цензура и «драконовские меры» в «О медиа» не прописаны. Наоборот, журналистам и СМИ выгодно его принятие, так как им «не смогут отказать в аккредитации, а зарегистрированные онлайн-медиа смогут рассчитывать на институциональные гранты от государства».

В защиту закона выступает и его заместитель Евгения Кравчук, по мнению которой законодательство в области СМИ морально устарело и «не выдерживает испытания временем», а потому реформа явно назрела.
Для того, чтобы снизить накал в обществе на онлайн-площадках регулярно проводятся дискуссии с привлечением украинских экспертов-юристов, политиков и журналистов.

Кто закручивает «медиагайки» на Украине

Представители партии «Слуга народа» продолжают защищать законопроект, заявляя об отсутствии в нем репрессивных мер.
Все это довольно спорно и неоднозначно. Однако вот какой вопрос продолжает интересует журналистскую братию на Украине. Кто все-таки является главным инициатором ужесточения требований на онлайн-рынке – Европа или Украина?

Дело в том, что закон Потураева и его команды предполагает несколько частей. В первой говорится о регулировании аудиовизуальных услуг и других обязательствах, взятых Киевом на себя в рамках процесса евроинтеграции. А другая предусматривает тотальный контроль государства над поставщиками информации и набор прелестей в виде штрафов, санкций и блокировок для нарушителей.

Старший советник Центра регулирования в Европе (специальный европейского органа по регулированию цифровых индустрий), а также эксперт Европейской комиссии, Совета Европы Жан-Франсуа Фюрнемон считает, что на Западе отсутствует практика, когда в закон о СМИ включают и других медиапоставщиков.

«Обычно в Европе не практикуется включать онлайн-медиа в одно целое с регулированием аудио-визуальных медиа. Поэтому я бы посоветовал не делать этого. Если это сделано, я думаю, регулирование должно быть ограничено до строгого минимума, который может сводиться к простой регистрации, кто несет ответственность за эту публикацию и эти незаконные действия. Конечно же, не должно быть дальнейших обязательств по контенту, которые налагаются на онлайн-медиа. Потому что это не является европейской практикой и выходит за пределы директив, которые предписывают применять нормы только к аудиовизуальным медиа».

Не исключено, что европейские партнеры не требуют ужесточения контроля в отношении онлайн-медиа. Авторами реформаторских идей являются украинские чиновники и депутаты президентской партии.

Защита от нежелательной информации

Можно предположить, что за новой версией законопроекта стоит попытка властей Украины заткнуть рот неугодным журналистам, блогерам, а также контролировать имеющуюся в открытом доступе информацию. Другими словами, «О медиа» предоставляет защиту, только не украинским СМИ, а государству от независимых СМИ и альтернативной точки зрения.
За последние несколько прав у украинского народа становится все меньше. Теперь киевская власть максимально ограничила и возможности свободы слова.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*