Бронепоезда и боеприпасы: Мичуринский завод «Милорем» в годы войны оказался на переднем крае борьбы за страну

День Победы в этом году коллектив Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем» встретил без многолюдных митингов. Но заводчане почтили память тех, кто ушёл из цехов защищать страну на фронт, а таких было 1489 человек. Их здесь знают поименно, а память эта хранится не только в материалах заводского музея, но в сердцах их коллег-потомков. Те же, кто трудился в годы войны в цехах, не подвели ушедших на фронт и выполнили свой долг до конца, сделав все, чтобы День Победы наступил. Его ждать пришлось целых четыре года, и эти годы стали особой страницей в биографии этого знаменитого на всю страну предприятия Тамбовщины.

По законам военного времени

22 июня 1941 года выдался теплым и солнечным. И хотя это было воскресенье, рабочие ремонтно-механического цеха вышли на работу, что ликвидировать образовавшуюся задолженность. Бывший в то время начальником цеха Михаил Михайлович Безделин вспоминал:

«Трудовой день начался с хорошим настроением, с шутками. Дело шло неплохо, и, выкроив свободную минуту, заглянул я в клуб, на репетицию драмкружковцев. Там встретился со своим заместителем. Степановым. Он был взволнован и срывающимся голосом сказал: «Война, товарищ начальник! Сейчас по радио сообщили…»

Завод сразу перешел на режим военного времени. А это значит, что работа шла по одиннадцать часов без выходных. Над тендерным и котельным цехами были сооружены вышки заводской службы предупреждения об авианалётах, внутри цехов оборудованы помещения для работников завода, переведенных на казарменное положение. А в цехах на полную мощность развернулось производство боеприпасов. Конечно, ремонт паровозов никто не отменял, но основное внимание было направлено на перестройку производства продукции для фронта.

Одним из важных направлений стало оборудование бронепоездов. Дело это для мичуринцев было новым, но квалификация, а главное умение учиться, что называется, на ходу, позвонили техникам Борису Гвоздеву и Геннадию Беляченко занимались переработать типовые чертежи на бронепокрытие, применительно к паровозам и платформам, поданным для этой цели на завод. Это не говоря уже о специальной разработке технической документации на вращающиеся амбразуры и установку вооружения на бронеплощадки. Инженеры и техники в эти дни ели и спали прямо у рабочих столов.

Основная нагрузка легла на коллективы котельного и сборочного цехов. Бригада котельщиков, руководимая Александром Свешниковым, что делала заготовки вращающих амбразур и фасонное гнутье броневых листов, не выходила из цеха 56 часов, пока работа не была выполнена. Бригады Щербинина и Дорохова, следуя примеру Свешникова, трудилась в цехе по 30 и более часов. Люди выполняли по три-четыре нормы за смену. В результате было полностью оборудовано два бронепоезда и отремонтировано четыре бронепаровоза. И это было только начало огромной работы всех лет войны.

Всё для фронта

Конечно, война е могла не отразиться на экономике всей страны. Заводчане столкнулись с тем, что для выполнения всех заданий порой просто не хватало металла. Ждать обещанных поставок было некогда, да и гарантий тут тоже не было. В дело шло все, что только можно было использовать. Около цехов перекапывалась и просеивалась земля, перелопачивались литейные и кузнечные отвалы. Была создана бригада «закоперщиков», которая собирала всю «добычу», дробила ее под копром и доставляла в литейные цех на переплавку. Этот коллектив возглавлял начальник отдела кадров, он же секретарь первичной парторганизации заводоуправления Михаил. Ананьев. Кроме того на предприятии были созданы отряды народного ополчения и рабочий батальон.

При этом около полутора тысяч работников завода ушло на фронт. Оставшиеся наряду с ударным выполнением основной работы собирали в фонд обороны деньги, облигации, теплые вещи. Только на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник» и эскадрильи самолетов имени Мичурина было передано 11 миллионов рублей.

Но военная обстановка усложнялась. Все тревожнее становилось на заводе, продолжавшем напряженно работать, не смотря на частые воздушные налеты, недостаток материалов, топлива, электроэнергии. Начиная с ноября 1941 года, немцы уже бомбили сортировочную станцию Кочетовка и заводские корпуса. Но и это не могло остановить работу. Разрушения ликвидировались поврежденное оборудование восстанавливалось, и завод продолжать давать продукции фронту.

Эвакуация ради возвращения

Но фронт приближался. В июле 1942 года по заводу пронеслась тягостная весть — эвакуация. На сборы и погрузку были отведены считанные часы. Комплектно, с необходимой технической документацией отправлялось оборудование и технологическая оснастка всех производственных отделений. Готовились в дальний путь работники завода с семьями, прихватив только вещи первой необходимости и наиболее ценный личный инструмент. Последний эшелон с оборудованием и людьми отправился в Пермь 1 августа 1942 года.

В Мичуринске осталось минимальное оборудование и 227 работников завода, включая охрану. Действовали частично только ремонтно-механический, силовой, сварочный и транспортный цеха. Но и в этих непростых условиях заводчане занимались текущим ремонтом бронепоездов, выполняли самые разные заказы воинских частей: Например, изготовляли шарниры для установки зенитных пулеметов, доводили до нужного качества поршневые кольца авиационных двигателей.

Эвакуированных же мичуринцев разделили на три группы, направлявшиеся в Пермь, Новосибирск и Красноярск. Самая крупная группа влилась в коллектив Пермского паровозоремонтного завода. Вторая группа смонтировав эвакуированное литейное и механическое оборудование развернула производство в паровозном депо станции Новосибирск. Другая часть мичуринцев, сопровождавшая энергетическое оборудование, прибыла на станцию Инская, под Новосибирском, где было развернуто строительство паровозоремонтных мастерских. Мичуринцам предстояло продолжить строительство и организовать отдельные цеха. Они стали фактически основными создателями и первыми руководителями зарождающегося там предприятия.

Отдельным эшелоном в юле 1942 года была эвакуирована заводская кислородная станция со всем оборудованием и коллективом. По прибытии на Красноярский паровозоремонтный завод станция была восстановлена своими силами и введена, раньше планового срока, в эксплуатацию.

Но пришло время, когда враг стал отступать, И сразу пришел приказ – восстановить завод в Мичуринске и начать ремонт как военной техники, так и основной продукции завода — паровозов, так необходимых для доставки грузов на фронт. Не зря говорится, что железная дорога — кровеносная система страны. А сердцем, что толкает эту кровь, становятся локомотивы, которым дают новую жизнь заводчане «Милорема», чьи предшественники в годы войны в этих цехах сделали все, чтобы пришла долгожданная Победа. И эта память с нами навсегда.

Читайте также: Тамбовчанин размещает портреты фронтовиков на окнах ветеранского дома

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*