Крепка тамбовская броня

В этом году Тамбовский вагоноремонтный завод отмечает 120-й юбилей. О наиболее трагических и одновременно героических страницах летописи ТВРЗ, которые связаны с Великой Отечественной войной, читайте в материале «ТЖ»

ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ

Мобилизация, конечно же, не прошла стороной для работников предприятия. В действующую армию призвано свыше 1500 работников, из них более 300 человек не вернулось с полей сражений. Увы, с сожалением приходится приводить подобную статистику, ведь за сухими цифрами всегда стоят люди со своими судьбами и трагедиями. К счастью, в музее Тамбовского вагоноремонтного завода, а также в книге истории предприятия хранятся записи о многих людях, чьи имена уже стали историческим достоянием. Значит, память о них жива.

Враг в первые годы войны стремительно прорывался в глубь страны, поэтому повсеместно стали создаваться отряды самообороны. ТВРЗ не стал исключением. Батальон народного ополчения просуществовал до 1942 года. Ополченцы не участвовали в боевых действиях, но многие его бойцы впоследствии были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами.

Необходимо отметить, что Тамбов дважды становился прифронтовым городом: в ноябре-декабре 1941 года, когда части вермахта находились между Ельцом и Липецком, и во второй половине 1942 года — линия фронта проходила через Воронеж.
По решению областного Комитета Обороны Тамбов начал готовиться к встрече с врагом, а промышленные предприятия — к возможной эвакуации. Одновременно заводчане приступили к формированию партизанских отрядов и созданию в лесах тайных продовольственных баз.

На производстве ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и пожилые пенсионеры. Среди них был Пётр Егорович Иванов, который в 14 лет стал токарем в механическом цехе. Из-за своего маленького роста он работал у станка, стоя на деревянном ящике. Подросткам трудно было тянуться в работе за взрослыми, но они никогда не проявляли слабости.

Секретарь заводского комитета ВЛКСМ Мария Егоровна Верещагина (Денисова) оставила свои воспоминания:

«На заводе работало более 1600 человек молодёжи. Почти у каждого кто-то из семьи сражался на фронте. Они ремонтировали вагоны, изготавливали мины. Во внеурочное время собирали металлолом, оказывали помощь семьям погибших, помогали раненым в госпиталях. Многие из подростков оставались ночевать в цехе, так как на всех не хватало мест в общежитии».

ОСВОЕНИЕ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

С первых дней войны завод перестроил свою работу на выпуск военной продукции. Вагоностроение было прекращено. ТВРЗ полностью перешёл на военное положение. Указом Президиума Верховного Совета СССР на предприятии вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись очередные и дополнительные отпуска. Рабочий день был увеличен до 11—12 часов, достигая порой 14—16 часов. Режим работы — без выходных. Утренняя смена начиналась в семь утра.

С фронта приходили разбитые вагоны. Их срочно требовалось поставить на рельсы. В цехах было холодно, и к валенкам рабочие привязывали деревянные чурочки, чтобы ноги не замерзали. Когда разбитых вагонов прибывало много, то тут же, набросав тряпьё на пол в угол, рабочие спали по очереди. Из цеха не выходили неделями. При этом труженики предприятия собирали в Фонд обороны деньги, облигации, тёплые вещи.

Наряду с ударным выполнением основной работы многие заводчане выполняли по три нормы за смену. Например, осенью 1941 года доля стахановцев и ударников в составе коллектива завода достигла 86 процентов. С первых дней войны под девизом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт» на предприятиях области зародилось движение двухсотников — рабочих, ежедневно выполнявших две сменных нормы. В июле 1941 года движение двухсотников переросло в движение многосотников — за выполнение трёх и более норм за смену.

В октябре 1941 года 62 процента заводчан были стахановцами и 24 процента — ударниками. Не выполнявших норм выработки на заводе не было.

Не проходило ни одного месяца, чтобы завод не получал новое задание. Из 3500 работающих на заводе 1200 человек были заняты на выполнении заказов для фронта.

На протяжении всего периода Великой Отечественной войны завод по изготовлению боеприпасов занимал одно из первых мест среди предприятий железнодорожного транспорта.

В ноябре 1941 года из НКПС был получен приказ: до января 1942-го построить два бронепоезда. Прибывший на завод представитель из Москвы вместо чертежей и технических условий привёз только фотографию бронеплощадки образца 1928 года, предупредив к тому же, что этот образец устарел.

Руководство завода, чтобы успешно решить поставленную задачу, широко привлекало творческую инициативу специалистов и рабочих.

БРОНЕПОЕЗДА

Бронепоезда строились в составе двух четырёхосных двухбашенных бронеплощадок и бронепаровоза серии «Ов». Строительство бронепоездов было делом сложным. На платформах монтировали каркасы башен, площадок для размещения орудий и пулемётов, специальные отсеки для боеприпасов и средств управления боем.

При строительстве пришлось встретиться с большими трудностями: несвоевременной поставкой броневого листа и его термической обработкой, отсутствием опыта работы по качественной сварке брони и другими. Из-за отсутствия качественной броневой бронепоезда строились из сырой броневой стали, а также из подручного металла.

Задание было выполнено за 35 дней вместо 45, намеченных приказом. С Мичуринского паровозоремонтного завода прибыли бронированные паровозы. Бронепоезда представляли собой настоящую крепость на колёсах, они получили названия «Тамбовский рабочий» и «Москва».

В последующие годы Великой Отечественной войны на заводе построили по более совершенной конструкции 40 бронепоездов.
Несмотря на сложности, завод осваивал новые виды продукции, строил дополнительные цеха.

В 1942 году Сталинградский завод «Красный Октябрь», основной поставщик заготовок для мин, прекратил их изготовление. В связи с этим на завод поступил приказ освоить отливку корпусов мин из сталистого чугуна на существующем литейном участке механического цеха. Но литейный участок занимал площадь около 50 квадратных метров и не мог обеспечить выполнение задания. В этой связи в конце 1942 года был введён в строй новый литейный цех.

В июне 1942 года поступили военный приказ и технические задания на строительство бронированных орудийных транспортёров. Разработку чертежей возложили на конструкторов технического отдела. Работы по строительству бронетранспортёров велись в рамном цехе. Построенные транспортёры были отправлены под Сталинград, где шли тяжёлые бои.

В июне 1943 года пришло правительственное задание — построить 10 банно-прачечных поездов. Опять потребовалось проявить значительные усилия для изыскания материалов, необходим был самоотверженный труд всех работников завода, чтобы своевременно выполнить это задание. К указанному сроку поезда убыли на фронт. Обслуживание оборудования в таких поездах было сложным, требовались специальные технические знания. В связи с этим механиком в составе первого банно-прачечного поезда добровольцем уехал комсорг завода.

СРОЧНЫЙ ЗАКАЗ

В конце декабря 1943 года завод получил срочное задание НКПС СССР — в срок до первого января 1944 года изготовить 50 снегоочистителей. Они были срочно нужны в связи с сильными снежными заносами на железнодорожных магистралях южного направления, что срывало своевременную поставку военного снаряжения и техники на фронт. Над этим заказом работали круглосуточно. Многие рабочие, проживающие далеко от завода, в течение шести суток не уходили из цеха: здесь они питались, здесь ночевали. За все годы войны такой сверхнапряжённой работы не было.

В январе 1944 года произошло значительное событие в военной истории завода. Коллектив наградили переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны и Наркомата путей сообщения.

У завода было обширное подсобное хозяйство, которое помогало рабочим в военные голодные времена. На тысяче гектаров земли выращивали пшеницу, ячмень, гречиху, просо. Директор завода П. Т. Порошин вспоминал:

«У нас появилось новое производство, в обязанность которого входило обеспечить заводскую столовую продуктами: крупами, мясом, молоком, яйцами, картофелем, овощами. Часть продуктов выделялась на содержание детских садов и больницы».

Рано утром 9 мая 1945 года советский народ по радио услышал радостную весть о победе над фашистской Германией. В то радостное утро на заводе состоялся митинг. Затем рабочие и служащие завода вместе с трудящимися города в 13 часов прибыли на Ленинскую площадь и приняли участие в общегородском митинге.

Читайте также: Тамбовские вагоноремонтники провели автопробег Победы «Я помню! Я горжусь!»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*