Кризис — новые возможности для развития

О том, каким был путь от вагончика для продажи хот-догов до сети кафе UrbanFood и как удалось выжить в период пандемии

Отрасль общественного питания признана одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса. Кафе и рестораны, которые были закрыты несколько месяцев, понесли колоссальные убытки. По оценкам Федерации рестораторов и отельеров, в России в этом году могут обанкротиться от 30 до 50 процентов всех заведений общепита. И на этом фоне неправдоподобным выглядит открытие в Тамбове три недели назад второго кафе UrbanFood.

«Вот это история успеха!» — подумала я и отправилась выяснять подробности к основательнице и владелице этой сети Анастасии НЕЧАЕВОЙ, которая практически живёт в недавно открывшемся кафе.

Виноваты сосиски…

«Эта история не про успех, вернее, не только про успех, — сразу предупредила Анастасия. — Началась она с того, что я пошла в декретный отпуск…»

А потом почти целый час пришлось сдерживать смех, чтобы не мешать другим посетителям кафе, потому что у моей собеседницы обнаружилось потрясающее чувство юмора и редкое умение шутить над собственными ошибками. Она оказалась ходячим пособием на тему, как не надо вести бизнес.

Анастасия работала в банке, а когда пришла пора уходить в отпуск по уходу за ребёнком, поняла, что не может и не хочет жить на положенное пособие, даже если оно будет максимально возможным. И решила попробовать себя в бизнесе.

«История успеха у меня была в банке, где я дошла от операциониста до управляющего. Она вселила в меня уверенность, что я всё могу! Но мои первые шаги в бизнесе были настолько неудачными, что на тот момент они мне казались ужасом и катастрофой»

.

Виноваты сосиски, которые продаются на одной из заправочных станций… Анастасии они настолько нравились, что она решила начать их продавать сама. Выяснила, кто производитель, цены, договорилась о поставках, взяла кредит, чтобы купить небольшой трак, арендовала под него место на АЗС на севере Тамбова. И стала ждать, когда же выстроится очередь за хот-догами и сосисками-гриль. А покупателей не было…

«Я не изучила бизнес. Просто решила, что я так хочу, а значит, у меня всё получится… — рассказывает Анастасия. — Одно дело, когда хот-доги продаются рядом с кассой, а другое — когда покупателю за ними надо идти вообще в другую дверь».

Но ведь деньги уже потрачены, надо как-то выкручиваться. Пришла мысль делать бизнес-ланчи. Готовили дома, клиенты нашлись, и даже какие-то доходы стали появляться. Но не такие большие, как хотелось бы.

Кухня на колёсах далеко не уехала

«Пришло время рожать, и в тот момент со мной, наверное, случилось помутнение рассудка. Я решила купить фуд-трак и готовить в нём лапшу-вок. Я много путешествовала, много перепробовала разной лапши в коробочках и понимала, что моя лапша — очень достойная, она реально очень вкусная, — вспоминает Анастасия Нечаева. — Я не задумывалась, куда поставлю фуд-трак. У меня была просто идея. И это большая ошибка для начинающего предпринимателя — использовать своё «хочу», не понимая, кому это надо».

Чтобы купить фуд-трак, пришлось ещё глубже увязнуть в долгах и оформить лизинг. А когда «кухня на колёсах» приехала, выяснилось, что поставить её никуда нельзя. Не хватает законодательной базы, регулирующей работы таких точек питания, а администрация города Тамбова не берёт на себя ответственность за предоставление стационарного места для фуд-трака.

«Что можно и нельзя и что это вообще за бизнес, начала изучать, когда фуд-трак уже приехал. Я тогда с небес упала — и об землю очень сильно… — смеясь, рассказывает Анастасия. — Сегодня понимаю, что не будь фуд-трака, не было бы и UrbanFood, но тогда я была в панике».

Как рождаются бизнес-идеи

Что делать? Больше двух миллионов долгов, шестимесячный ребёнок на руках и огромный фуд-трак под окнами… Анастасия решила, что пора учиться. Нашла экспертов, которые разбирали стартапы и вправляли мозги предпринимателям. Неделя обучения стоила 100 тысяч рублей. Очень дорого, но это было, наверное, первое стоящее вложение денег.

«Я рассказала, что хочу готовить лапшу, что она у меня очень вкусная. «О, круто! — ответили мне. — А ты у народа спросила, кто-то вообще твою лапшу хочет? Ты кому её собралась продавать?» Открыли поисковик в Интернете и показали, какой процент составляют запросы о лапше-вок. Где-то 0,01 процента! Пришлось задуматься о другом локомотивном продукте. Что хотят люди? Если верить тем же поисковым запросам, то пиццу и роллы. А после очередной попытки заказать домой роллы из одного из тамбовских заведений и ожидания больше двух часов меня осенило: вот же бизнес-идея — быстрая доставка!»

Уже имевшаяся точка на АЗС стала первым пунктом самовывоза и доставки. Там и сейчас готовят роллы для жителей севера Тамбова.

Но для быстрой доставки по городу одной точки мало. Примерно через год открыли кафе UrbanFood на юге города. А потом настолько поверили в себя, что в марте этого года решили отправиться покорять Москву. Уже нашли помещение, инвестора, договорились о поддержке с Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Тамбовской области, и тут грянула пандемия. Покорение столицы решили отложить. Но не зря же говорят, что кризис — лучшее время для развития…

«Решила почитать — чем же ещё во время пандемии заниматься? Заказала книжек и пока была в пункте выдачи, увидела на здании напротив объявление об аренде помещения, где располагалась «Кофейня». Это, наверное, самая первая кофейня в нашем городе, и мне это место всегда по душе было, — рассказывает Анастасия. — Сразу позвонила, мне назвали сумму, от которой я какое-то время просто в ступоре пребывала. Я столько же плачу за помещение на юге, но там 80 квадратных метров, здесь же — 180! А нам как раз не хватало места в зале. И вот три недели назад мы открыли второе кафе».

О пользе честного бизнеса

За время пандемии бизнес Анастасии Нечаевой прирос не только новым кафе. Опасаясь, что упадёт выручка, она задумалась над расширением услуг доставки. У UrbanFood уже была своя налаженная система доставки, которая приносила 70 процентов всей выручки. С помощью тамбовского центра «Мой бизнес» нашли фермеров, у которых возникли проблемы с реализацией продукции из-за закрытия ярмарок и многих точек продаж.

Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса помог купить дополнительные холодильники и вакууматоры. Так появился интернет-магазин качественной здоровой еды UrbanDelivery, где продаются товары и крупных производителей, и маленьких фермеров, и собственная продукция UrbanFood.

«Мы воспользовались всеми возможными благами, — говорит Анастасия, подразумевая меры государственной и региональной поддержки пострадавшим от коронавируса компаниям. — И льготными кредитами, и каникулами по уплате налоговых и страховых взносов, и даже два раза выплаты на сотрудников получали. Люблю всё делать по-честному, поэтому 90 процентов из моих 50 сотрудников в штате. Исключение составляют только курьеры, которые на подработке».

Всё-таки это история со счастливым концом? Вряд ли это конец истории, да и фуд-трак ещё ждёт своего полноценного выхода на сцену, то есть на улицы Тамбова. Он яркий, брендированный, почти что арт-объект, поэтому его периодически зовут на гастроли на разные праздники. Но он вместе со своей хозяйкой мечтает кормить горожан каждый день…

 

Елена КРАДИНОВА

Партнёрский материал

 

Читайте также: Грибной бизнес в военной казарме

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*