«Мамуля» пошла в народ… с аншлагом

Журналисты «ТЖ» не только посетили очередную премьеру Котовского театра, но и побывали на рабочих местах народных актёров – увидели их в гриме и без

Балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп… Это всё он – самобытный и уникальный народный театр. Названия у него были разные, но суть одна. Народный театр – это своего рода лаборатория, где народ изучает себя, свои достоинства и недостатки, участвует в общественной жизни села или города. У котовчан в этом богатый, вековой опыт…

Актёры театра имени Александра Батурова – это непрофессиональные артисты, люди разных возрастов и профессий: от токаря до медработника и хореографа. Они – большая сценическая семья. Люди приходят в театр после трудового дня, каждый со своими заботами и настроениями. После репетиций труппа вместе с режиссёром собирается, чтобы поговорить, высказывать свои идеи, которые хотели бы воплотить на сцене, обсудить актёрскую игру и будущие спектакли.

Александр Батуров, имя которого носит театр

«Такое общение вдохновляет, – говорит режиссёр Наталия Саранина. – Театр сегодня нужен людям для духовного развития. Он помогает зрителю посмотреть на себя со стороны и увидеть проблемы бытовые (и не только), на которые в обыденной жизни человек не обращает внимания. Важно, чтобы зритель видел не просто спектакль, актёрскую игру, а саму жизнь».

Киноконцертный зал котовского Дворца культуры на время спектакля превращается в настоящий «театральный дом», куда спешит публика, чтобы прикоснуться к прекрасному. Судя по аншлагам, интернет и телевидение не вытеснили из жизни современного горожанина театральное искусство. В театр ходят, а билетную кассу штурмуют ещё до выхода афиши. Так и произошло с очередной премьерой.

«Сто билетов уже было куплено, когда в городе мало кто знал о новом спектакле, а это пятая часть мест в нашем зале, – продолжает Наталия Саранина и тут же поправляет себя. – Впрочем, это неудивительно: театр у нас народный – это более 30-ти актёров, так что по сарафанному радио быстро разнеслась весть о премьере».

Режиссёр Наталия Саранина

Особое место в репертуаре народного театра занимают мюзиклы. И на то есть несколько причин. Большая часть труппы – поющие актёры. К тому же, Наталия Саранина почти 30 лет работала в детской музыкальной школе педагогом по классу фортепиано и открыла там детский музыкальный театр. И, конечно, народная любовь – музыкальные спектакли в Котовске проходят на «ура».

Как говорят постоянные зрители, только театр имени Александра Батурова собирает аншлаги. Москвичами публику не удивишь – она идёт на своих. Судя по раскупленным на премьеру билетам – так и есть.

«Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»

В субботу в зале Дворца культуры был очередной аншлаг. Зрители овациями встречали спектакль «Мамуля, или уж замуж невтерпёж!» по пьесе Сергея Белова. Московского драматурга в России называют «Господин Аншлаг». Постановки его пьес идут с неизменным успехом.

«Мамуля…» – современная комедия-фарс о нас с вами, современной жизни, любви, семейных отношениях, о времени, когда доверие становится товаром. Сюжет спектакля прост и одновременно витиеват, как и сама жизнь. Немолодая девушка Нина ради долгожданного замужества знакомит своего любимого человека, жениха-интеллигента, с псевдомамой – переодетым мошенником. Он пришёл в их дом, чтобы обмануть доверчивых хозяев. Родная же мама находится в местах не столь отдалённых, и сидеть ей в тюрьме ещё год. Но стоит дочери отвлечься, новоиспечённая мамаша – прожжённая авантюристка, умудряется использовать новые родственные связи. История становится ещё более запутанной, когда к дочери приезжают её настоящие родители. Ведь именно в этот странный день президент страны решил объявить амнистию…

Выход актёров на бис

Почему «Мамуля…» пришлась зрителям по вкусу? Наверное, тут несколько причин. Во-первых, интересен и не затянут сюжет. Во-вторых, актёры играют с удовольствием. В-третьих, актуальность пьесы, в которой мошенники ходят по домам и обманывают людей. В-четвёртых, симпатия к типажам – аферисты здесь весьма симпатичны.

Комедии о жизни всегда привлекают зрителя. Они больше по душе, чем иностранные «модные» пьесы. «Мамуля…» – комедия, которая даёт зрителю возможность отдохнуть и посмеяться. Так и случилось вечером, 30-го марта, когда зрители несколько раз стоя рукоплескали актёрам и вышли из «театрального дома» с хорошим настроением.

Журналисты «ТЖ» встретились с актёрами народного театра, которые играют в новом спектакле, – на их рабочих местах и за кулисами. Все они – представители разных профессий, но связывает их с искусством Мельпомены любовь – давняя, искренняя, бескорыстная – любовь к театру и своим зрителям…

И королева, и мошенница

Тот, кто хотя бы раз бывал на экскурсиях в музейном комплексе Котовска, не забудет Светлану Зимину, очаровательного и артистичного гида. Она увлечённо рассказывает обо всём, что происходило в её родном городе, об известных людях, событиях, а всё потому, что много лет играет в театре и знает, что такое погружение в роль и время. Впору уже проводить экскурсии по её собственным ролям.

Светлана Зимина в стенах музея

Пришла Светлана в театр, когда тот уже носил звание «народного», ещё школьницей. Привела её сюда знакомая – пробоваться на роль молодой девушки. Когда Светлана впервые вышла на сцену – сразу поняла, что это любовь с первого взгляда и навсегда. Так и вышло.

«Сколько за это время было ролей, и не вспомнить уже, давно потеряла счёт. Но помню свои серьёзные и непростые актёрские работы – Акулины Красавиной в «Женитьбе Бальзаминова», «Дуэньи» в одноимённой пьесе Ричарда Шеридана», – рассказывает Светлана.

Она же — мошенница Элеонора

Была она на сцене и королевой Англии. А вот мечтает уже давно о роли прелестной, взбалмошной и гордой графини де Бельфлор из комедии Лопе де Вега «Собака на сене».

«Мечтаю побыть Дианой – ну, то есть собакой, – шутит Светлана. – Наизусть знаю текст героини ещё с детства».

Каждая роль для Светланы уникальна – второстепенная она или главная. Получилось вжиться и в нового персонажа премьерного спектакля – лукавую мошенницу. Главное, утверждает народная актриса, – подобрать верный гардероб, чтобы кожей ощутить, из какого теста её героиня.

Обманывать пенсионеров, подсыпать им клофелин, втираться в доверии стариков, продавая чайники и утюги, исполнительнице этой роли впервой. Но правильное платье, и вуаля – работник культуры Светлана превращается в аферистку Элеонору, подельницу «Мамули».

Мы из народа

Виктор Иванов сменил немало профессий, работал на заводе ЖБИ, в отделе сбыта ТЭЦ, сфере ЖКХ. Сейчас трудится на одном из жилищно-эксплуатационных участков, отвечает за чистоту и порядок многоквартирных домов и улиц Котовска. По профессии Виктор – инженер-технолог, а в душе – натура творческая.

Виктор Иванов на своём жилищно-эксплуатационном участке

В молодости принимал участие в капустниках, юморинах, был ведущим фестиваля бардовской песни, а ещё он – турист-водник. На работе его театральные способности руководство заприметило давно, здесь он по праздникам и юбилеям – «штатный тамада».

«В театре я семь лет – это недолго по меркам моих коллег, которые на сцене по 30 лет играют, – говорит Виктор Александрович. – Привела меня сюда художественный руководитель театра. Для меня подмостки – это отдушина. Здесь я отдыхаю душой и телом. Общение с людьми – коллективом и зрителем – расслабляет и на работе помогает. В рабочем коллективе стараюсь к каждому сотруднику ключик найти. И этому меня научил театр».

Участковый Никифоров

Был Виктор Иванов на сцене и пьяным монахом, и Алёшей Поповичем, теперь вот – местный Анискин. Со своими образами, если позволяет режиссёр, Виктор экспериментирует, вносит новые краски в образ.

Как, например, в «Мамуле…». Роль участкового, которую он играет, получилась «объемнее» сценарной. Старший лейтенант Никифоров каждый день занимается рутинной работой – обходит дома, напоминает гражданам о случаях мошенничества.

«Моя роль короткая, но ёмкая, – рассказывает актёр. – С неё разворачиваются основные действия, и она должна приглашать к истории ярко и правдоподобно. Поэтому я предложил сыграть участкового ещё более усталым. Он то просит воды, заходя в очередной дом, потому что утомился; то бросает жителям, которые закрывают за ним дверь, фразу вроде: «Будьте бдительнее». Этого изначально в сценарии не было. Наш театр народный – из народа мы и берём эти «изюминки», которые добавляют реализма персонажу».

Наблюдай за людьми!

У Александра Косова – самая короткая роль в «Мамуле…». Он играет в спектакле санитара, который выходит на сцену и тут же покидает её. Но для актёров народного театра любая роль – это маленькая жизнь, которую надо прожить, как свою.

Александр Косов отвечает во Дворце культуры за фасадную рекламу

Александр Петрович ни один десяток лет посвятил спорту: был тренером по греко-римской борьбе, инструктором по производственной гимнастике на котовском заводе. Вся его жизнь – в движении, вот и на пенсии без дела не привык сидеть, продолжает работать, правда, в другой сфере – во Дворце культуры менеджером по рекламе.

«Спорт – моя жизнь, – говорит он, – а театр – это для души. Скорее увлечение, но без него никак не представляю себя».

Александр пришёл сюда в 1979 году, привёл его друг. Молодой человек сыграл тогда бандита Сметану в «Свадьбе в Малиновке».

Санитар в «Мамуле…»

Роли за эти годы были разные – комедийные, драматические, простые и сложные – но вжиться в них всегда помогало правило, которому актёров научил режиссёр, чьим именем назван театр: «Наблюдай за людьми!»

«В спектакле «Подкидыш» мне дали роль пьяницы, – вспоминает Александр. – Я находился в недоумении, и спросил как-то у Александра Ивановича Батурова: «Я же спортсмен, как же мне алкоголика-то играть?» А он мне в ответ – свой основной принцип. Три месяца я наблюдал за своими соседями, перенимал, так сказать, привычки, и уверен, что никто в зале так и не понял, что бражник из меня никудышный».

На сцене и в кадре

Екатерина Краснова – тележурналист. В кадре и на сцене она уже более десяти лет. Почти одновременно в её жизнь вошли театр и телевидение. Девушка признаётся, что для неё актёрская труппа – это не просто коллеги и любители искусства, а большая и дружная семья.

Екатерина Краснова в студии котовских новостей

Екатерина на сцене с детства. Кроме того, за её плечами – музыкальная школа, выступления, концерты… Первая её театральная роль – трогательная Настенька в музыкальной сказке «Морозко».

«Одна из самых трудных работ для меня была роль молодой девушки Али Ладысевой в военном спектакле «Не покидай меня», – вспоминает Екатерина. – Она только начала жить, столкнулась с войной, которая покалечила её судьбу. Я часто играла в мюзиклах, этот жанр для меня привычней. Драматическая постановка – совсем другое. Безусловно, это был важный и незабываемый опыт».

Ниночка в омуте интриг

За 12 лет в народном театре Екатерина сыграла десяток ролей, но есть та, о которой она продолжает мечтать. Актриса хотела бы попасть в 18 или 19 век, на страницы классического произведения той далёкой изысканной эпохи. Но это пока впереди, а сейчас, на сцене, она – девушка Нина, которая мечтает выйти замуж. И чтобы эта мечта воплотилась, ей не обойтись без обмана.

«Такой типаж я играю впервые. Эта комедийная роль мне интересна. Любой персонаж на сцене развивается, как и сам артист. Для меня, как вокалистки, актёра и журналиста, все театральные работы и перевоплощения именно этим и ценны», – признаётся Екатерина.

Адам, Яшка Цыган, «Мамуля»…

Валерий Селезнёв играет главную роль в «Мамуле…». Он – Семёныч, или «Мамуля» – тот самый переодетый в женщину мошенник, вокруг которого разворачивается основное действо. На сцене Валерий – расчётливый аферист, а в жизни – простой рабочий на одном из котовских заводов.

Валерий Селезнёв после работы

Он пришёл в театр молодым человеком, по совету друга – самодеятельного актёра. Тогда Валерий сыграл эпизодическую роль, с тех пор уже четверть века выходит на сцену.

Были за эти годы и перерывы, но тянуло в театр, как магнитом. Сценическая биография Валерия Валентиновича богатая – роли Адама в «Сотворении мира», Яшки Цыгана в «Песне на рассвете», разведчика Михасёва в «Не покидай меня»… А сколько сыграно эпизодов – всех и не упомнишь.

Валерий в образе «Мамули»

Его кумиры – Этуш, Юрский, Миронов, Машков. Валерий Селезнёв признаётся, что приблизиться к игре великих мэтров нереально, но стремиться жить на сцене, как они, можно и нужно всю свою сценическую жизнь.

«Драматические роли, конечно, даются актёру сложней, чем комедийные. Это большая работа ума и сердца, – говорит Валерий. – Но рассмешить зрителя – тоже непростая задача. Образ «Мамули», на мой взгляд, получился довольно живым, с разрешения режиссёра я подарил своему персонажу несколько смешных фраз и говорящих жестов. В общем, мастерство афериста на сцене я освоил. Надеюсь, что в жизни оно мне не пригодится».

От слесаря до генерала

Юрий Севостьянов работает электромонтёром, с электричеством, как говорится, на «ты». Научился он за годы работы в народном театре вырабатывать его и на сцене – создавать эту неповторимую магию, которая возникает между актёром и зрителем.

Электромонтёр Юрий Севостьянов

В минувшую субботу котовчане увидели его в образе пожилого отца, бабника Василия Петровича, который любит женщин и справедливость.

«В этом персонаже я очень хорошо себя чувствую», – улыбаясь, говорит Юрий Константинович, на счету которого уже более ста ролей – от слесаря до генерала.

Когда Юрий учился в 9-м классе, его театральный талант заприметили в детском театре. Это был 1976 год. А после ТЮЗа парня ждала большая народная сцена.

Заботливый отец театрального семейства

Так вышло, что на 19 лет ему пришлось покинуть театр, и этот перерыв был мучителен. Долгое время Юрий занимался бизнесом, поэтому и расстался со зрителем, но снова вернулся в свою «семью».

«Для меня театр – это болезнь. В хорошем смысле этого слова. Тянуло, как наркомана, ей-богу», – рассказывает актёр.

Помнит он времена, когда коллектив был в упадке, и как нынешняя театральная «мама» – режиссёр Наталья Саранина – буквально вернула его из небытия, возродила, объединила всех актёров. Сейчас народный театр имени Александра Батурова пользуется у зрителей заслуженным успехом, спектакли идут с аншлагом.

«Мы приверженцы реализма в театре, – продолжает Юрий. – Если на сцене льётся вода, значит, так и будет. Если в сценарии должна быть квартира, значит – её фрагмент тут и построят. Мы – народные актёры – продолжаем вековые традиции театра. Для меня честь – быть частью этой большой культуры».

Единственный порядочный персонаж

Единственный человек, который неловко чувствует себя в «Мамуле…» – это Сергей Суслов. Точнее его персонаж – Женя Петров. Молодой человек делает предложение любимой Ниночке, после чего попадает в омут интриг.

Сергей Суслов в своей пожарной части

«Меня все обманывают, в спектакле я один порядочный персонаж. Доверчивый и мягкий. Это ужасно. В смысле играть мне тяжело такую святую наивность», – говорит Сергей, человек улыбчивый, но серьёзный и ответственный.

Работает народный актёр помощником начальника караула пожарно-спасательной части №9. Но сцена для него – второй дом. Причём, с детства. В школе Сергей играл в ТЮЗе. Потом началась взрослая жизнь – учёба, работа, семья, дети. А шесть лет назад он вернулся в стены театра. Теперь уже народного.

Доверчивый Женя

Рассказывая о своих перевоплощениях, об одной роли Сергей говорит без улыбки. Постановка «Не покидай меня» позволила здешним актёрам раскрыть свой драматический талант. Сергей Суслов – не исключение, он играл роль майора Шкробота.

«Мой персонаж отправляет молодых девочек на верную смерть, – рассказывает он. – Сыграть даже этот эпизод было тяжело. Спектакль – о том, как война тяжёлым катком прошлась по человеческим судьбам, ломая жизни и отбирая самое дорогое. Для актёра большая ответственность прикоснуться к военной теме. Это тот случай, когда роль переворачивает тебя и в какой-то степени меняет, делает глубже, помогает понять как твой выбор влияет на тебя самого и других людей».

Настоящая мама

Галина Осипова с детства мечтала о театре. Любила стихи, Ахматовский «Реквием» тогда знала наизусть. В народный театр пришла в 1982 году – испытать судьбу, ощутить себя на сцене, оценить свои актёрские способности. Сразу же попала в массовку в спектакле «Свадьба в Малиновке», и поняла, что здесь – её жизнь.

Галина Осипова в зоомагазине

По образованию Галина Михайловна – портниха, но работала не по специальности и в местном горкоме, и в БТИ. Сейчас она – продавец в зоомагазине. По семейным обстоятельствам на 20 лет Галина оставила сцену. Но театр не оставил её.

«Не то слово, как скучала. Просто бредила сценой и, к счастью, в прошлом году вернулась», – рассказывает Галина.

Актриса признаётся, что человек она по натуре мягкий, поэтому роли, где нужно было проявить твёрдость характера и жёсткость, особенно ей дороги. Артист, который выходит из зоны комфорта, раскрывается сильней.

Вернувшаяся из тюрьмы мама

Одна из таких работ была у неё в спектакле «Сорок первый». Галина играла красноармейку Марютку, лучшего стрелка отряда, на боевом счету которой сорок убитых белогвардейцев.

А вот сыграть дерзкую и отважную Шурочку Азарову в «Гусарской балладе» не получилось. Об этой роли она мечтала давно – не вышло, её дали другой актрисе.

Но, к счастью, темпераментных ролей хватает. В премьерном спектакле Галина предстаёт в образе настоящей мамы Нины – ревнивой и горячей, которая застала мужа с соперницей, побила её и угодила в тюрьму.

«Муж моей героини – бабник, но она любит и прощает. Роль в спектакле «Мамуля…» необычная для меня, по-женски интересная, – говорит Галина. – Её сердце горячо и молодо. Может, эта некая трансформация образа Шурочки в наши дни. Кто знает?..»

Занавес

Справка: В Котовске народный театр верен своему зрителю уже сто лет. В разгар революционных событий прошлого века в рабочем посёлке Пороховой завод была создана агитбригада «Синие блузы». Из неё в 1918 году «вышел» театр «Красное кольцо». В ноябре здесь прошло первое представление. Посёлок в том же году переименовали в Ударный, в 19-м – в Красный Боевик. В 40-м году населённый пункт стал городом и был назван Котовском в честь участника Гражданской войны – комбрига Григория Котовского. Шло время, менялись названия, другим становился и театр. Сюда приходили молодые актёры, режиссёры, на сцене ставились десятки спектаклей. Звание «народного» драматическому коллективу театра присвоили в 1973 году. В СССР это была высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. В 2004 году театр стал носить имя Александра Батурова, который 30 лет работал здесь режиссёром и был идейным вдохновителем.

Читайте также: Глаза в глаза — премьера «Вассы Железновой», открывшая Камерную сцену, бьет рекорды по аншлагам

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*