Не остаться в скорлупе

Как особенных детей учат быть успешными в лучшей инклюзивной школе региона

«Дочка пошла, в прямом смысле слова ПОШЛА в институт!» — делится своей радостью, чуть не плача, мама одной из выпускниц тамбовской школы № 30 со школьным психологом. Даша (имя изменено) закончила школу с золотой медалью. Для девушки, её семьи и учителей — это невероятная победа! Победа над собой и болезнью. Даша с первого класса училась дома. Из-за тяжёлой и редкой болезни она даже не могла надолго выходить на улицу. Но девочка оказалась прекрасным бойцом. Поверить в свои бойцовские качества помогли и семья, и учителя. Блестяще Даша сдала экзамены и поступила учиться на психолога. Уже в старших классах она была призёром школьных олимпиад по психологии: участвовала дистанционно. Наверняка, из неё выйдет отличный специалист. Уж человеку, на долю которого с ранних лет выпало столько испытаний, есть что сказать отчаявшимся людям.

… В школе №30 областного центра уже на протяжении нескольких лет учат и воспитывают детей с разными проблемами здоровья в специальных коррекционных и классах с интегрированным обучением. В этой школе, одной из первых в регионе и стране, в 2016 году открылись классы инклюзивного образования. Это когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе со всеми. В этом году тридцатая школа Тамбова стала победителем в региональном этапе всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» и теперь будет представлять нашу область в финале. Почему здесь инклюзивное обучение лучшее? И насколько оно эффективно? За ответами я отправилась в гости к учителям, родителям и ученикам.

Особый микроклимат не только для особых детей

После знакомства со школой многое стало понятным. Да, охранник, работа у него такая, строго спросил удостоверение, но тут же заботливо куда-то позвонил, чтобы за мной пришли. Чья-то мама, проходившая мимо вахты на родительское собрание, предложила проводить меня до приёмной. На лестнице с радушной улыбкой встретила директор. Логопед, психолог, дефектолог, библиотекарь с увлечением поделились секретами обучения особенного ребёнка. В библиотеке, нисколечко не стесняясь чужого человека, весёлой стайкой вились вокруг методиста те же особенные дети: кто-то спрашивал книгу по занимательной химии, кто-то журнал про технику… Здесь с порога чувствуется особый микроклимат позитива и доброжелательности. И это важно. Иначе даже родителям было бы страшно привести своего особенного сына или дочь в школу, не говоря уж о самом ребёнке.

«У всех детей должны быть равные возможности для получения образования. Такую задачу перед нами ставит государство. По всей стране развивается система инклюзивного обучения. К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья из года в год становится больше. Наша школа не исключение: в прошлом году особенных учеников было чуть больше тридцати, а в этом году – приближаемся к шестидесяти. Поэтому школа старается создать все необходимые специальные условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок и его интересы — это самое главное. Научить учащегося, независимо от статуса и возможностей, быть успешным, помочь ему поверить в свои силы, увидеть и развить свой потенциал — это приоритет предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения», — пояснила в ходе беседы директор образовательного учреждения Инна Разуваева.

Сейчас в двух корпусах школы учится 1431 учащихся. Из них — 45 детей с ограниченными возможностями здоровья и 13 детей-инвалидов. Нарушения в здоровье и диагнозы у всех разные. Так, более двадцати детей учатся в 18 классах инклюзивного образования. Чуть более десяти учеников — в классе адаптированного обучения. Есть дети, для которых организовано обучение на дому. Старшеклассники активно пользуются дистанционной формой образования.

Урок в уроке

Особенность инклюзивного обучения заключается в том, что дети не только учатся, но с ними после уроков индивидуально работают и психолог, и логопед, и дефектолог. Ещё все дети с удовольствием участвуют в школьных праздниках, занимаются в различных творческих кружках и спортивных секциях на базе школы. А это тоже хорошая адаптация и развитие для особенного ребёнка.

«У меня в классе учатся две девочки с ограниченными возможности здоровья, — говорит учитель начальных классов Ирина Степунина. — Это норма. В классе инклюзивного обучения на 25 учеников должно быть не более двух особенных детей. Как правило, они сидят за первой или второй партами вместе с сильными учениками, которые с удовольствием им помогают. Усвоить образовательную программу должны все. Но у детей с особенными возможностями этот процесс занимает больше времени, сил и внимания. Для каждого ребёнка разрабатывается адаптированная образовательная программа. К примеру, весь класс должен решить двадцать примеров из учебника, а для Ани и Кати я приготовила специальные карточки, где крупным шрифтом напечатаны десять примеров. Все, допустим, пишут диктант, а у Ани и Кати задание — переписать текст диктанта с листка в тетрадь. Но после уроков проводим мы с пишем тот же диктант, выполняем все задания, которые делали с детьми на уроке. Во внеурочное время для таких детей большим подспорьем становятся тренажёры электронных образовательных ресурсов. Дети с недостаточным развитием речи с большим желанием на специализированном оборудовании прослушивают записи литературных произведений, а затем принимают участие в литературных конкурсах».

Выполнял упражнения, как мог

«Дети с особенностями развития впервые в школу приходят нередко замкнутыми, закрытыми, потому что они осознают свои отличия от других детей и стесняются этого, боятся, что над ними будут смеяться. Поэтому мы стараемся создать в школе благоприятные безопасные в психологическом плане условия для всех, — говорит школьный педагог-психолог Елена Бирюкова. — Важно установить с ребёнком контакт, выявить и развить его потенциал. Один из наших учеников на глазах вырос из неуверенного первоклассника в целеустремлённого юношу. У Саши (имя изменено) нарушения опорно-двигательного аппарата. Мама очень хотела, чтобы сын учился вместе со всеми. Сначала она его сопровождала на занятия, а потом у Саши появились друзья и помощники — его одноклассники. Для мальчика в классе установили специальные монитор и клавиатуру, чтобы он сначала научился печатать. А затем Саша стал писать и решать под диктовку учителя вместе со всеми детьми одновременно».

На физкультуре парень выполнял упражнения в силу своих возможностей, не прикрывался справками и отговорками. У мальчика с первых лет обучения стал формироваться навык: «если не умею — научусь, если физически не смогу – сделаю насколько получится». И выполнял, сначала «как получится», а затем все лучше и лучше. И по сей день Саша много занимается спортом самостоятельно, бегает по утрам в парке, делает зарядку, катается на лыжах. И мечтает поступить в вуз.

Стать ветеринаром и музыкантом «для себя»

«Достигнуть положительного результата возможно, если действовать во имя ребёнка сообща: педагог-родитель-ученик, — рассказывает методист Татьяна Ильина. — Связующим звеном в нашей модели стал опыт работы с родителями в школьных клубах разной направленности. Разнообразие форм взаимодействия — от родительского всеобуча до организации праздников, экскурсий и благотворительных акций, в ходе которых собранные деньги передаются семье, в которой ребёнок нуждается в дорогостоящей медицинской помощи, — помогли создать атмосферу дружелюбия, взаимовыручки и поддержки».

«Клубы — это очень удобно и интересно, — говорит одна из самых активных мам Анна Маметьева. — Мы, родители, можем здесь пообщаться друг с другом, поделиться своим родительским опытом воспитания. Для нас приглашают специалистов из разных организаций: культуры, спорта, социального обслуживания, дополнительного образования, и мы получаем полезную нам информацию».

В момент нашей беседы Анна Ивановна ждала с музыкального занятия дочку Катю, она учится в четвёртом классе и третий год занимается в музыкальной школе. У Кати в школе день насыщенный, но учиться она любит. Когда девочка приходит домой из школы, то, немного отдохнув, сама садится делать уроки. В свободное время очень любит читать. Больше всего ей нравятся книги про животных, ведь Катя мечтает стать ветеринаром, а ещё, «для себя выучиться на музыканта», заявила дочь родителям…

Про замкнутое пространство

Кто-то полагает, что ребёнку-инвалиду удобнее учиться в специализированной школе, где всё предусмотрено для таких детей и учителя говорят на одном языке, например, жестовом, со своим учеником. Кто-то из родителей отдаёт все силы, чтобы ребёнок, к примеру, с признаками аутичного поведения, учился в обычной школе, общался с обычными детьми, считая это лучшим вариантом для адаптации своего ребёнка. Есть родители, которые в силу разных своих убеждений принимают решение не водить детей в школу, а нанимают репетиторов. Как говорится, каждый выбирает по себе. Важно, чтобы была альтернатива образования, а ребёнок получил хорошие знания.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья были всегда. Раньше они учились в специализированных учреждениях, классах, обучались на дому, — говорит Инна Разуваева. — Инклюзивное образование, на мой взгляд, вывело их на новый уровень социализации и равных возможностей. Кроме того, у таких детей остаётся право жить и воспитываться в семье, адаптироваться в среде сверстников и окружающем обществе. Хочу привести пример из своего опыта: один из моих учеников обучался на дому и практически не выходил из него, жил в замкнутом пространстве — в своей скорлупочке. Ограниченный кругозор, незнание элементарных вещей о мире и обществе, общение только с семьёй, бабушкой и взрослыми людьми со взрослым мышлением постепенно сделали мальчика по восприятию мира маленьким старичком. Такого допускать нельзя. У всех детей должны быть возможность проявить себя, раскрыть свои способности и таланты и стать востребованным в школе, в семье, в среде сверстников и обществе».

Читайте также: В «кругосветное путешествие» с «Россиянами»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*