В феврале 2021 года – 21 год «Новой Галерее»

Нередко мы отгоняем от себя мысли, пугаясь сложности их осуществления. Но ведь самые странные идеи имеют свойство превращаться в реальность, когда они наполнены смыслом, содержанием и энергией. И главное, когда рядом есть те, кто разделяет твою веру, идеи и убеждения.

Арт-директор «Новой галереи» Ирина Бирюкова:

«В конце 90-х мысль о создании галереи современного искусства в провинциальном городе была не только странной, но, можно сказать, абсурдной. Надеяться на то, что она сможет существовать в отсутствие арт-рынка, было весьма наивно. Необходим был зал со специальным выставочным оборудованием, требовалось финансирование выставочных проектов, наконец, формирование зрительской аудитории. В Тамбове не приходилось рассчитывать на большое количество коллекционеров живописи и художников, открывающих «новые горизонты». Только стечение определенных обстоятельств сделало возможным ее осуществление».

Команда неравнодушных людей

Андрей Гнатюк и Геннадий Берстенев поддержали эту идею. Более того, учредили «Новую галерею», совместно разрабатывали концепцию, помогали в реализации крупных проектов. Словом, 21 год активно помогают развиваться арт-проекту.

Выставочный зал, благодаря содействию Александра Алабичева и Николая Бородина, предоставил Сбербанк. Важно, что за два десятилетия каждый новый руководитель Тамбовского отделения Сбербанка воспринимает «Новую галерею» как данность, как привычное выставочное пространство для тысячи сотрудников. Более того, галерея современного искусства стала ядром масштабного многолетнего арт-PR-проекта, генеральным партнёром которого по сей день является Сбербанк.

«Новая галерея» сразу же появилась в интернете. Веб-мастер, доктор технических наук, преподаватель Военно-воздушной академии, полковник Андрей Пономарев, даже переехав в Воронеж, до сегодняшнего дня продолжает работать над сайтом. Благодаря всем этим неординарным творческим и увлеченным людям «Новая галерея» существует уже третий десяток лет.

Ирина Бирюкова:

«Некоторый опыт организации выставок у меня был. Я входила в группу художников «На Крыше», получившую известность в Тамбове как неформальное художественное объединение 90-х годов. Тогда, интуитивно, мы двигались в верном направлении. Мы рассматривали выставки как впечатляющее культурное событие, учились взаимодействовать с бизнесом, создавать афиши, буклеты, рекламировать себя. Был и личный опыт: мои выставки в галереях Австрии, Германии и Франции открыли для меня новые правила, условия и возможности работы с художниками».

Многое, что переносится в наши социальные и экономические реалии, часто видоизменяется и приобретает другие качества. Пребывание в офисе Сбербанка вносит свои коррективы в режим работы галереи. Но в то же время генеральный партнёр освобождает устроителей выставок от забот по содержанию помещения и оборудования. При этом организационно-правовая форма общественной организации позволила больше сосредоточиться на просветительской и творческой функции.

Тамбовские телекомпании, информационное агентство OnlineTambov, журналисты «Тамбовской жизни», других СМИ (в том числе и федеральных) дали возможность большому числу людей увидеть масштаб деятельности «Новой галереи». Выставки и пленэры в разные годы поддерживали известные представители тамбовского бизнеса: Александр Хорошков, Федор Палачев, Алексей Плахотников, Евгений Скрипцов, Михаил Корнев, Валерий Грициенко, Андрей Утробин, Александр и Максим Жалнины.

Ирина Бирюкова:

«Много талантливых и интересных людей помогли «Новой галерее» стать уникальной выставочной площадкой. Конечно, художники, по-разному воспринимая реальность, «говорят» по-разному, иногда понятно, иногда нет. Все новое, что они открывают для себя, может быть видимым или невидимым для зрителя. Но, в любом случае, зрителю это «новое» постепенно откроется».

Дважды из столицы приезжала в «Новую галерею» Ирина Старженецкая, действительный член Российской академии художеств, лауреат государственной премии Российской Федерации.
Зрители встретились с «Гипперреализмом» Сергея Базилева, «Живописью» Ирины Затуловской, «Деревянной любовью» Сергея Горшкова, «Советами» Саши Ножкина, «Буквами» Ивана Языкова.

Выставка карикатур «Деньги, или Петрович в гостях у Петровича» Андрея Бильжо состоялась в 2003 году, а 2016 году Новая Галерея совместно со Счетной палатой Российской Федерации показала в Тамбове выставку «Коррупция, или сатирический аудит», принимая у себя академика Французской академии Карикатуры и Российской академии художеств Игоря Смирнова и его московских коллег, в том числе, нашего земляка, замечательного художника Виктора Скрылева.

Еще один наш знаменитый земляк, народный артист России, скрипач Алексей Бруни, открывшись с неожиданной стороны, показал свои фотографии «Гармония мира». Газета «Известия» предложила для экспонирования лучшие снимки из своего архива за 90-летнюю историю этого издания.

Пленэры

В последние годы большую популярность приобрели пленэры. В 1990-х и начале 2000-х о них как-то совсем забыли. И здесь «Новая галерея» была первой. Вначале художники отправились по окрестностям Тамбова, затем в Мичуринск, Моршанск, чичеринское имение «Караул», Новотомниково, рахманиновскую Ивановку, лермонтовские Тарханы, а затем в Сербию и Черногорию.

В 2011 году осуществился многолетний проект «Новой галереи» «Сергей Рахманинов. Вариации на тему». Первый летний выезд в Ивановку не предвещал никакого дальнейшего развития темы. Но художники решили, что было бы естественно попасть в усадьбу во время цветения сирени. Это и произошло на следующий год. Потом еще один пленэр в жаркое лето 2010 года. Таким образом, за три поездки собралась интересная коллекция картин и этюдов.

Ирина Бирюкова:

«Название выставки придумалось в 2010-м, когда «Новая галерея» обратилась в Министерство культуры России с просьбой включить наш проект в программу перекрестного года России и Франции. Мы получили поддержку Министерства иностранных дел и подготовились к выставке, которую при участии дипломатического корпуса показали в Галерее Ф. Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, а затем в Париже. Директор музея-усадьбы «Ивановка», ныне лауреат Государственной премии России Александр Ермаков предоставил нам редкие фотографии из фондов музея. Фонд Ирины Архиповой, который возглавлял Владислав Пьявко, организовал на столичной выставке многочисленные музыкальные вечера».

В 2011 году состоялись две тамбовские выставки в Париже. Вначале по просьбе графа Петра Петровича Шереметева экспозицию разместили в консерватории Сергея Рахманинова, которую он возглавляет, а затем в Российском центре науки и культуры. На презентации присутствовали все аккредитованные в Париже зарубежные журналисты, а произведения Сергея Васильевича исполнял известный пианист, посол мира Юнеско Сергей Маркаров. Афиши выставки «Новой галереи» тогда впервые появились на парижских улицах.

Симпозиум в Македонии, арт-фестиваль молодых художников в воронежском Дивногорье, участие в фестивале современного искусства «Чернозем» сблизило «Новую галерею» с актуальным искусством. Выставка «Горсть чернозема» была представлена в галерее работами Андрея Люблинского и Александра Флоренского. Видео-арт и графические работы Олега Кулика, Павла Пепперштейна, Мартынчиков, группы «Синие носы» и других из коллекции Марата Гельмана первый и единственный раз были показаны в Тамбове в Новой Галерее в 2010 году.

Сотрудничество с Липецким центром изобразительных искусств, Музеем декоративно-прикладного искусства и воронежской галереей «ХЛАМ» помогло в организации нескольких выставок и одного крупного арт-проекта, показанного в трех городах «Конец 20 века. 90-е годы. Воронеж, Липецк, Тамбов». Нельзя не сказать, что спустя десять, а затем и пятнадцать лет со дня первой выставки художников «На Крыше» они вновь встретились в «Новой галерее».

Благодаря партнёрству с галереей мирового современного искусства Арт-Пенза, в которой представлены работы художников более чем из 60 стран, тамбовские зрители смогли увидеть многочисленные направления современной живописи Азии, Африки и Латинской Америки.

Ещё один пример. Будучи известными мастерами фотографии, братья Борис и Алексей Ладыгины никогда не представляли свои работы на персональной выставке. «Новая галерея» предложила им участие в проекте «Тамбов — Эльзасу. Фото на грядущие века», которая состоялась сначала в Тамбове в 2004 году, а затем, благодаря содействию Торгово-промышленной палаты Тамбовской области и Генерального консульства России в Страсбурге, — в административном центре столицы Эльзаса и в медиатеке города Ла Брок.

Ирина Бирюкова:

«В те ноябрьские дни Страсбург праздновал годовщину своего освобождения от немцев во время второй мировой войны. Фотография «Девушка в пилотке» из нашей экспозиции стала украшением первой полосы «Последних Эльзасских новостей». О выставке писали как о новой странице в отношениях между нашими регионами, связанными непростой исторической ситуацией».
Немало тамбовских живописцев и скульпторов имели возможность показать свои произведения в «Новой галерее». Александр Архипов, Михаил Афанасьев, Ирина Бирюкова, Андрей Ельцов, Софья Мещерякова, Николай Насонов, Ольга Потеева, Борис Ткачев участвовали в наиболее значимых проектах «Новой галереи».

Местные коллекционеры Иван Попов и Сергей Денисов не раз предоставляли для экспонирования свои раритеты. Коллекционер из Черногории Ратко Попович представил в «Новой галерее» работы современных российских художников. В 2019 году состоялась выставка графики из коллекции наших липецких соседей Ольги и Юрия Сидоровых.

За 20 лет выросло новое поколение и художников, и зрителей. «Новая галерея» вновь предлагает новое. Выставки «Арт-туризм», «PrоМузыку», «Цветы», «Архитектура. Повод для живописи», «Изо-карантин» можно назвать экспериментальными. В них принимают участие художники, работы которых совет «Новой галереи» отбирает на основе фотографий, присланных по интернету.

Ирина Бирюкова:

«Легко ошибиться, когда видишь не работу, а ее фотографию, и когда художник тебе совсем не известен. Для галереи — это сложности отбора и создания экспозиции, которая становится практически импровизацией. Для молодых художников возможность начать свою выставочную биографию. А в результате должна быть интересная экспозиция, соответствующая всем принципам и стандартам нашей галереи».

Несмотря на сюрпризы 2020 года, в «Новой галерее» экспонировались три выставки, состоялся пленэр в Лысых Горах для молодых художников. Надо сказать, что идея пленэра на сей раз принадлежала Максиму Жалнину. Это не совсем типичная ситуация, когда бизнес сам предлагает свое содействие и участие. Может быть, это зарождение тенденции.

Признаем, назвать галерею «Новой» не слишком оригинально. Еще в конце XIX века получил известность лондонский выставочный зал New Gallery. Выбрав такое название, «Новая галерея» определила стратегию своей деятельности, заявила о своем стремлении быть «новой» не только декларативно.

«Новая галерея» — уникальное явление не только для нашего города. Её посещают российские и иностранные гости уже как местную достопримечательность. Она самым достойным образом представляет регион как в стране, так и за рубежом.

Ее общественная и творческая деятельность отмечена многими благодарственными письмами администрации Тамбовской области, управления культуры и архивного дела, региональной Общественной палаты, Российской академии художеств, Генерального консульства в Страсбурге, посольства Российской Федерации во Франции.

Ирина Бирюкова:

«Когда переходишь мост Европы через Рейн, соединяющий Францию и Германию, видишь множество табличек с высказываниями на разных языках. На русском цитируются слова художника Ильи Кабакова. Их стоит привести полностью, так как много лет назад именно они вселили в меня уверенность: «Неважно, какая реальность окружает нас, какие обстоятельства выглядят неизбежными и безнадежными — ты всегда можешь противопоставить этому свой собственный проект, свою собственную мечту, рожденную в глубине твоего воображения».

Олег ТЕТУШКИН

Читайте также: Скульптор Валентин Попов: «Палеоарт – это рекрутский пункт на благо науки»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*