В космосе Алексея Поликутина

Художник-космист выставляется в Италии, а работает обычным учителем в Котовске. О том, где живёт сознание, дорогах Рима и встрече с писателем Анатолием Кимом – в материале «ТЖ»

«Космос – это единый живой организм, беспредельность. О чём мои работы? Кто изображены на них – ангелы, люди, энергии или какие-то существа? Это решать тому, кто на них смотрит по ту сторону картины», – рассуждает Алексей Поликутин о своём художественном видении мира.

Алексей живёт в небольшой квартире в Котовске. У него нет своей мастерской, где бы он мог хранить картины, обдумывать новые идеи и творить в тишине. Место, где работает художник – это обычный стол.

Художник со своими картинами (Фото Павла Васильева)

На подоконнике бережно сложены кисти и краски, многочисленные наброски. Рядом фотоаппарат – ещё один рабочий инструмент Алексея. В последние годы он увлёкся новым видом творчества – фотографирует для себя, занимается и коммерческой съёмкой. «Неплохая прибавка к зарплате педагога», – признаётся он.

Работает Алексей Поликутин учителем технологии в школе Котовска, что на улице Набережной. До этого несколько лет – детским психологом, ещё раньше – учителем физики в Жердевском районе.

Неаполь, Флоренция, Сорренто, Рим…

В начале апреля художник вернулся из Италии, где проходила его персональная выставка. Алексей был поражён зарплатой местных учителей. Педагоги там получают от полутора тысяч евро. Сумма на первый взгляд внушительная, но Италия – дорогая страна не только с высоким уровнем жизни, но и цен. И всё же итальянские учителя получают намного больше, чем их российские коллеги.

Стефано и Джузеппе — итальянские друзья

Поразило котовчанина и качество дорог «колыбели европейской цивилизации». Например, в Риме брусчатка лежит веками, асфальт не нужно менять каждые полгода, а трассы не напоминают лунные кратеры и полосу препятствий. Воистину «вечный город».

«Италия – это не только великая культура и архитектура, но и другая ментальность, – делится впечатлениями Алексей. – Итальянцы – солнечные люди, жизнелюбивые, улыбчивые, вежливые, лёгкие в общении. Это очень подкупает и расслабляет. Я пять месяцев готовился к поездке, учил язык. В Италии провёл чуть меньше недели, разговаривал без переводчика и не чувствовал себя чужаком. Нашёл много друзей и единомышленников. Меня понимали – это самое главное».

Алексей – художник-космист. В Котовске круг людей, с которыми он бы мог поделиться своим творчеством, весьма узок. Общение в основном идёт в Интернете. Его персональный сайт посещают люди со всего мира. «Космические» картины Алексея Поликутина находятся в частных коллекциях России, Италии, Германии.

Пьяцца дель Пополо — «Народная площадь» в Риме

С Рерихом в одном зале

Космос по-настоящему завладел умами миллионов с момента, когда в 1957 году на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник. Именно тогда освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. Окрылённые художники и поэты мечтали о покорении пространства и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё суждено было сбыться.

Алексей ещё в студенчестве «заболел» идеями одухотворённого космоса, бесконечности бытия, взаимосвязи человека и Вселенной, тонких миров, других измерений и иных состояний материи. Он узнал о космистах в начале девяностых годов из документального фильма и, кажется, навсегда влюбился в эти имена – Чюрлёнис, Черноволенко, Смирнов-Русецкий, Рерих…

А в 2003 году в Москве ему посчастливилось встретиться с вдовой художника Виктора Черноволенко, которая лично была знакома со Святославом и Юрием Рерихами. Тогда она воодушевила Алексея и пожелала, чтобы когда-нибудь его работы были выставлены в международном центре Рериха в Москве… Так и произошло, но случилось это благодаря другому событию.

Публикация в журнале «Наука и религия» помогла художнику воплотить мечту. Тогда его и пригласили в музей выдающейся семьи Рерихов.

«Это был 2017 год, 50 картин были выставлены в стенах международного центра, – рассказывает Алексей. – Для меня была большая честь – таким образом прикоснуться к наследию Николая Константиновича – одного из любимых художников».

Выставка А. Поликутина в центре-музее Рерихов

На том московском вернисаже итальянцы и заметили картины котовского художника. Завязалась дружба, а в конце прошлого года от ассоциации Pax Cultura Алексею пришло приглашение в Неаполь.

Обещал вернуться

В Италии гости «космической» экспозиции с большим интересом изучали художественный мир Алексея Поликутина. Галерея выставила 25 репродукций его картин, на которых изображены и далёкое будущее, и фантастическая реальность.

Неапольцы настолько прониклись творчеством нашего космиста, что предложили выставить оригиналы его работ в других итальянских галереях. Алексей приглашение принял, теперь вот думает, как организовать этот масштабный проект, который обойдётся художнику в «копеечку».

«Одно дело – репродукции, другое – оформленные картины: под стеклом, в рамах, – говорит он. – Доставить их будет непросто. Принимающая сторона оплатила мою поездку в Италию. А вот полноценная выставка работ – это расходы другого порядка. Впрочем, ближе к выставке будет видно, загадывать пока рано».

На авторской выставке в Неаполе

К тому же ещё не улеглись в голове художника свежие впечатления от путешествия в Неаполь. Наверняка они станут основой нового сюжета и не одной космической оды. Ведь работы космистов – это даже не картины, а поэмы, которые пытаются передать в красках и образах процессы космической эволюции.

От Италии до Кореи

Алексей учился живописи самостоятельно. Чтобы отработать технику, серьёзно занимался графикой, и сейчас, когда есть свободное время, возвращается к этому виду изобразительного искусства. Кроме того, рисует пейзажи и скетчи.

В последние годы работает в технике спонтанной живописи, когда сюжет рождается в процессе творчества. Три-пять часов – и акварель готова. Как возникает этот магнетизм – не может ответить и сам автор. Говорит – рука ведёт. Бывает, что сюжеты своих будущих картин Алексей видит во сне. А однажды его вдохновил рекламный щит с рекламой пенного.

Фотопортрет художника (Фото Павла Васильева)

«Тот рисунок постоянно мельтешил на глазах, я долго смотрел на эти пузырьки и вдруг понял, что они в моей голове уже стали частью картины. Так на бумаге из воздушных пузырей начали расти космические растения, – вспоминает Алексей. – Случается и по-другому – когда вдохновение приходит из хаоса, или чего-то некрасивого на первый взгляд. Например, узоры на грязном стекле – это же целый космос!»

Жене близки творческие полёты супруга – она и сама натура художественная. Людмила (филолог по специальности, библиотекарь по профессии) в свободное время занимается литературным трудом – пишет повести, киносценарии, создаёт культурологические проекты.

Не успел Алексей вернуться из Италии, как Людмила уже собирается в Корею. На театральном фестивале «Корейские вечера в Тамбове» Людмила была в числе организаторов. Теперь её ждут в Сеуле. Так что Поликутины – чета необычных путешественников.

Людмила давно занимается развитием международных связей в сфере искусства, лично знакома со многими российскими деятелями культуры. В 2017 году была в гостях у писателя Анатолия Кима, вместе с которым они организовали фонд «Художники жизни». Позже Анатолий Андреевич сам приехал в Тамбов.

С писателем Анатолием Кимом

На творческом вечере и произошла ещё одна знаковая встреча – котовский художник познакомился с автором культового романа «Белка». Анатолий Ким высоко оценил картины Алексея и пригласил его к себе в Переделкино. В писательском посёлке они встретились снова.

«К свету»

«Наверное, немногие знают, что Анатолий Андреевич учился в Московском художественном училище памяти 1905 года. Часто выступает как художник и оформитель собственных книг. Он продолжает рисовать и любит живопись не меньше литературы. Ему очень понравилась моя работа «К свету», – рассказывает Алексей. – На ней изображён человек, который уходит в туннель, очерченный лучами. «Это хорошо, продолжай!» – сказал тогда Анатолий Ким. «К свету» – картина, которой уже немало лет. С тех пор моя техника изменилась. Появились экспрессия, другие цвета, другой размах».

Картины котовского космиста. Слева — «К свету»

Ранние полотна Алексея выдержаны в холодных синих тонах, те, что созданы в последнее время – в тёплых: сиреневых, розовых или лазурных. Как говорил философ Гераклит: «Всё течёт, всё меняется». В работах котовского художника эта динамика видна невооружённым глазом. Во-первых, изменилась цветовая палитра, во-вторых, техника.

То это графически совершенные картины, прорисованные до каждого штриха; то уже мягкие льющиеся линии, свободные и еле уловимые. Быть может, так и проявляются лики человеческого Космоса, которые Алексей Поликутин видит во сне и наяву…

Читайте также: Где живёт Кит

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*